Текущее время: 21 сен 2017, 13:26


Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Какой вариант реформы выбрать?
1. Как предлагает сообщество негударственных эспертов-саморегулирование (СРО), обязательное страхование отвественности.
2. По проекту Минюста-повышение требований к экспертным организациям, аттестация экспертов.
3. Другой вариант.
Вы можете выбрать 1 вариант.

Результаты голосования
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Реформа судебно-экспертной деятельности 2012-2013 гг.
СообщениеДобавлено: 15 сен 2012, 12:50 
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 мар 2012, 10:35
Сообщений: 739
Откуда: Ростов-на-Дону
Согласно обзора судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам (Утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2011года) проведение более 70% (72,7%) экспертиз поручается судами государственным судебно-экспертным учреждениям. А негосударственным экспертным учреждениям - коммерческим и некоммерческим организациям, отдельным экспертам, обладающим специальными знаниями, остальные 30% (25,8%).
Позвольте не согласиться и высказать свое мнение, основанное на практике:
На сегодняшний день более 70% назначаемых судебных экспертиз в Российской Федерации проводится лицами, не являющимися государственными судебными экспертами, т.е. негосударственными экспертами. Почему другая цифра ?
Во-первых, Верховный Суд Российской Федерации изучил только те дела, которые ему были представлены по запросу, во-вторых, государственными судебно-экспертными учреждениями в основном проводятся такие виды экспертиз: судебно-медицинские, медико-социальные, судебно-психиатрические, психолого-психиатрические, психолого-педагогические, молекулярно-генетические, пожарно-технические, которые по тем или иным обстоятельствам не могут быть проведены на коммерческой основе. А наиболее распространенные (товароведческие, автотехнические, строительно-технические и другие), количество которых велико, не учитывались.
На самом деле, за последнее время процент назначаемых судебных экспертиз негосударственным экспертам постоянно растет, в том числе и по причине многократного увеличения их общего количества.
Однако действующее федеральное законодательство (Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации") не в полной мере регулирует судебно-экспертную деятельность негосударственных экспертов и не предоставляет возможность суду в полной мере оценить квалификацию и компетентность негосударственного эксперта.
Действующее законодательство не требует от негосударственных экспертов наличия гражданства Российской Федерации, наличия высшего образования по специальности, прохождения специальной подготовки (переподготовки) по конкретной экспертной деятельности.
Это в свою очередь порождает подготовку судебных экспертиз с противоположными выводами по одному объекту исследования, затем назначение новых дорогостоящих экспертиз и в конечном итоге принятие судом таких судебных решений, в основе которых необоснованные и необъективные выводы.
Указанные факты справедливо были отмечены В.В.Путиным: «Нам нужна новая экономика» для Ведомостей (30.01.2012) и Д.А. Медведевым в перечне поручений от 03 февраля 2012 года № Пр-267 в адрес правительства Российской Федерации.
Сейчас наиболее активно идут дебаты по данному важному вопросу. Готовятся существенные изменения в законодательстве РФ о судебно-экспертной деятельности. Планируется либо внести поправки в существующий Федеральный закон от 31.05.200г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», либо издать новый.

Все предложения можно разделить на два основных направления реформы судебно-экспертной деятельности.
ПЕРВОЕ: (инициатор – сообщество негосударственных экспертов)
Статья 1:
Внести в Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 23, ст. 2291) следующие изменения:
1) в статье 13:
а) в абзаце втором после слова "подготовки" дополнить словом "государственных";
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"Должность эксперта, осуществляющего производство судебной экспертизы вне государственных судебно-экспертных учреждений может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование, прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности."
2) в статье 41:
а) в абзаце первом после слов "может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами," дополнить словами "являющимися членами саморегулируемой организации, которая осуществляет саморегулирование в области судебно-экспертной деятельности,"

ВТОРОЕ: (инициатор – инициативная группа РФЦСЭ, Минюст РФ) Предлагается закон в новой редакции.

Планируется, что настоящий Федеральный закон вступит в силу с 1 июля 2013 года.

Не оставайтесь равнодушными - проголосуйте и выскажите свои замечания и предложения на нашем ФОРУМЕ.


Последний раз редактировалось Эксперт 15 сен 2012, 13:49, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
  Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Реформа судебно-экспертной деятельности 2012-2013 гг.
СообщениеДобавлено: 15 сен 2012, 13:21 
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 мар 2012, 10:35
Сообщений: 739
Откуда: Ростов-на-Дону
ПРОЕКТ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее - судебно-экспертная деятельность) в гражданском, арбитражном, уголовном и административном судопроизводстве.
Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее - судебно-экспертная деятельность) в гражданском, арбитражном, уголовном и административном судопроизводстве.
Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

аккредитация - официальное признание компетентности юридического лица (или его отдельных структурных подразделений) в сфере судебно-экспертной деятельности в порядке, установленном уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти;
акт экспертного исследования - не процессуальный письменный документ, составленный по результатам несудебного экспертного исследования;

аттестация - определение уровня профессиональной подготовки государственных судебных экспертов для самостоятельного производства судебных экспертиз, осуществляемое в порядке установленным уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти;
заключение эксперта - письменный документ, оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, отражающий ход и результаты судебно-экспертного исследования;

медицинский стационар - государственное медицинское учреждение, а равно его отделение, которые предназначены для круглосуточного содержания пациентов;

несудебное экспертное исследование - не процессуальное действие, состоящее из проведения экспертом на договорной основе исследований и дачи заключения по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, в целях установления обстоятельств, представляющих интерес для юридических и физических лиц, с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

образцы для сравнительного исследования - объекты материального мира, отображающие свойства или особенности живого человека, трупа, животного, предмета, документа, материала или вещества, а также технологии, информационные массивы, системы, пробы и другие образцы, необходимые для проведения судебно-экспертного исследования и дачи заключения эксперта;

повреждение (уничтожение) объекта исследования (его части) - изменение свойств и состояния объекта в результате применения физических, химических, биологических методов при проведении исследований;

проба - представительная часть образца, характеризующая материальный объект судебно-экспертного исследования;

психиатрический стационар- государственное психиатрическое учреждение, а равно психиатрическое отделение государственного медицинского учреждения, которые предназначены для круглосуточного содержания пациентов, - разновидность медицинского стационара;

руководитель судебно-экспертного учреждения (далее также - руководитель) - директор или начальник (заведующий) государственного судебно-экспертного учреждения либо приравненного к нему специализированного экспертного подразделения, руководитель негосударственного судебно-экспертного учреждения, осуществляющий функцию руководства при организации судебно-экспертной деятельности в соответствующем учреждении или подразделении;

свидетельство аттестации судебного эксперта - документ, выдаваемый государственному судебному эксперту государственными судебно-экспертными учреждениями, подтверждающий его уровень профессиональной подготовки для самостоятельного производства судебных экспертиз;

сертификат компетентности судебного эксперта - документ, выдаваемый физическому лицу в порядке, установленным уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти, подтверждающий уровень квалификации лица на занятие судебно-экспертной деятельностью;

сертификация компетенции судебного эксперта - установление соответствия компетенции эксперта требованиям, предъявляемым при проведении определенного вида судебно-экспертной деятельности, и определения его возможностей надлежащим образом осуществлять конкретные действия при производстве судебной экспертизы;
сертификация методического обеспечения судебной экспертизы - подтверждение путем осуществления независимой и квалифицированной оценки соответствия методического обеспечения требованиям, предъявляемым к специфическому целевому использованию методик, методов и средств в области судебной экспертизы;

специальность судебного эксперта - комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных лицом, имеющим профессиональное образование, путем целенаправленной подготовки в целях исследования объектов экспертизы определенного рода, вида и подвида (предметная специализация) или применения методов исследования объектов этой экспертизы (методная специализация);
специальные знания - система теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки, техники, искусства или ремесла, приобретаемые путем специальной подготовки и/или профессионального опыта;

судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу;

судебно-психиатрический экспертный стационар - психиатрический стационар, специально предназначенный для производства судебно-психиатрической экспертизы;

судебный эксперт - лицо, соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации, которому органом (лицом), ведущим уголовный процесс, судом либо органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, в порядке, установленном законом, поручено производство судебной экспертизы;

судопроизводство - регулируемая процессуальным законодательством Российской Федерации деятельность суда или судьи в ходе судебного разбирательства гражданских, арбитражных, административных и уголовных дел, а также деятельность органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора при возбуждении уголовного дела, проведении дознания и предварительного следствия.

Статья 2. Судебно-экспертная деятельность

Судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства судебно-экспертными учреждениями (подразделениями) и судебными экспертами (далее также - эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Статья 3. Правовая основа судебно-экспертной деятельности

Правовой основой судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс таможенного союза, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.
Если международным договором, ратифицированным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судебной экспертизе, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 4. Задача судебно-экспертной деятельности

Задачей судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Статья 5. Содержание судебно-экспертной деятельности

Содержание судебно-экспертной деятельности включает:
производство судебной экспертизы по уголовным, гражданским, арбитражным делам и делам об административных правонарушениях;
научные исследования в области судебной экспертизы;
научно-методическое и информационное обеспечение судебной экспертизы;
подбор, профессиональную подготовку и повышение квалификации судебных экспертов.

Статья 6. Принципы судебно-экспертной деятельности

Судебно-экспертная деятельность основывается на принципах:
- законности;
- соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица;
- независимости судебного эксперта;
- допустимости использования научно-технических средств и методов при проведении судебно-экспертных исследований;
- всесторонности, полноты и объективности судебно-экспертных исследований
- соблюдения профессиональной этики судебного эксперта.

Статья 7. Соблюдение законности при осуществлении судебно-экспертной деятельности

Судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности. Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица при осуществлении судебно-экспертной деятельности

Судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Судебно-экспертные исследования (далее - исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.
Лицо, полагающее, что действия (бездействие) судебно-экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Независимость эксперта

При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями. Эксперт самостоятелен в выборе средств и методов исследования, допустимость которых определяется законодательством Российской Федерации.
Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.
Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Объективность, всесторонность и полнота экспертных исследований

Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в объеме, достаточном для дачи заключения. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Применение при производстве экспертных исследований методик, методов и средств допускается, если они отвечают конституционным принципам законности и нравственным критериям общества, научно обоснованы, позволяют в оптимальные сроки с наибольшей продуктивностью получать результат и безопасны.

Статья 11. Объекты исследований

Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, пробы и образцы для сравнительного исследования, технологии, информационные массивы, системы, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза. Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далее также - лицо).
При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.
Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику судебно-экспертным учреждением или экспертом.
В случае, если транспортировка объекта исследований в судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

Статья 12. Судебно-экспертные учреждения

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.
Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.
Негосударственными судебно-экспертными учреждениями в целях настоящего Закона признаются организации, в которых в соответствии с Уставами и иными регистрационными документами судебно-экспертная деятельность является основной. В штате судебно-экспертной организации должно состоять не менее пяти сотрудников, для которых данное место работы является основным, и уровень квалификации которых подтвержден сертификатом компетентности, выданным в установленном порядке. Данные учреждения для участия в судебно-экспертной деятельности подлежат аккредитации на соответствие национальным стандартам качества в сфере судебной экспертизы, осуществляемой в порядке, установленном уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти.Государственные и негосударственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Деятельность судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными учреждениями.
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений) по организации и производству судебных экспертиз и экспертных исследований лицензированию не подлежит.
Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соотвветствующими федеральными органами исполнительной власти.
В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы, либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.
Для проведения некоторых видов экспертиз, выходящих за рамки специальностей судебного эксперта, и не проводимых судебно-экспертными учреждениями, по решению лица или органа, которые назначили судебную экспертизу, могут привлекаться кроме судебных экспертов также другие сведущие лица из соответствующих областей знаний. Деятельность судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 13. Судебный эксперт

В качестве судебного эксперта может выступать государственный судебный эксперт, или другое физическое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями.
Государственным судебным экспертом является работник государственного судебно-экспертного учреждения, аттестованный на право самостоятельного производства судебной экспертизы в порядке исполнения своих должностных обязанностей.
К проведению судебных экспертиз, кроме тех, которые проводятся исключительно государственными специализированными учреждениями, могут привлекаться также судебные эксперты, являющиеся работниками негосударственных судебно-экспертных учреждений, при условии, что они имеют соответствующее высшее образование, прошли соответствующую подготовку в государственных судебно-экспертных учреждениях Федеральных органов исполнительной власти, и получили сертификат компетентности судебного эксперта по определенной специальности в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Иное физическое лицо, привлеченное для участия в деле в качестве судебного эксперта, не состоящее в штате какого-либо судебно-экспертного учреждения, производит судебную экспертизу в порядке выполнения поручения органа (лица), ее назначившего.
Не могут привлекаться в качестве судебного эксперта лица, признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, а также лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленных преступлений. Иные обстоятельства, исключающие участие лица в качестве судебного эксперта, предусматриваются процессуальным законодательством.
В течение трех лет со дня соответствующего юридического факта судебным экспертом не может быть лицо:
- судимость которого погашена или снята в установленном законом порядке;
- освобожденное от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение умышленного преступления;
- уволенное по отрицательным мотивам с государственной службы, из органов прокуратуры, иных правоохранительных органов, судов, органов судебной экспертизы;
- лишенное сертификата компетентности на занятие судебно-экспертной деятельностью;
- действие сертификата компетентности на занятие судебно-экспертной деятельностью которого прекращено по основаниям, предусмотренным статьей 18 настоящего Закона.
Судебный эксперт участвует в исследовании обстоятельств дела только по вопросам, относящимся к предмету порученной ему судебной экспертизы и имеющим значение для дачи заключения.
Органы дознания, предварительного следствия и суд в судебном разбирательстве вправе обращаться к судебному эксперту только в связи с порученной ему судебной экспертизой и данным им заключением.
Судебный эксперт может быть допрошен только по данному им заключению и лично проведенным исследованиям.
Запрещается допрос судебного эксперта до дачи им заключения.
Уполномоченный Федеральный орган исполнительной власти ведет государственный реестр судебных экспертов негосударственных судебно-экспертных учреждений по соответствующим экспертным специальностям.
Сертификация компетентности осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти.


Статья 14. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту

Экспертом может быть гражданин, обладающий специальными знаниями. В случае привлечения для участия в деле в качестве судебного эксперта гражданина, обладающего специальными знаниями, но не работающего в судебно-экспертном учреждении и не имеющего сертификата компетенции судебного эксперта, достаточность его профессиональной подготовки определяет орган (лицо), назначивший экспертизу.
Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование. Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих Федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями не реже, чем раз в пять лет.
Должность эксперта в негосударственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и навыки работы по конкретной экспертной специальности. Определение уровня профессиональной подготовки экспертов осуществляется при проведении сертификации их компетентности в порядке, установленном уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти.

Статья 15. Аттестация, сертификация государственного судебного эксперта

Аттестация государственного судебного эксперта осуществляется путем сдачи им квалификационного экзамена с выдачей квалификационного свидетельства судебного эксперта на право производства определенного вида судебной экспертизы.
Сертификация государственного судебного эксперта - установление соответствия его компетенции требованиям, предъявляемым при проведении определенного вида судебно-экспертной деятельности, осуществляется путем сдачи им квалификационного
экзамена с выдачей сертификата компетентности.
Прием квалификационных экзаменов и выдача (лишение) квалификационного свидетельства судебного эксперта на право производства судебной экспертизы по определенной специальности, сертификата компетентности осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями государственных судебно-экспертных учреждений.
Порядок проведения аттестации, сертификации государственных судебных экспертов, в том числе внеочередной, а также порядок деятельности и состав экспертно-квалификационных комиссий определяются соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти.

Статья 16. Сертификация судебного эксперта, не являющегося работником государственного судебно-экспертного учреждения.

Судебные эксперты, не являющиеся работниками государственных судебно-экспертных учреждений, осуществляющие судебно-экспертную деятельность, в целях определения уровня их профессиональной подготовки не реже, чем раз в пять лет проходят сертификацию компетентности, проводимую экспертно-квалификационными комиссиями, состав которых определяет уполномоченный Федеральный орган исполнительной власти.
При возникновении обоснованных сомнений в надлежащем уровне профессиональной подготовки судебного эксперта проводится его внеочередная сертификация.


Статья 17. Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче сертификата компетентности судебного эксперта, не являющегося работником государственного судебно-экспертного учреждения.

Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче сертификата компетентности судебного эксперта, не являющегося работником государственного судебно-экспертного учреждения устанавливаются уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти.

Статья 18. Приостановление, прекращение действия и лишение сертификата компетентности судебного эксперта, не являющегося работником государственного судебно-экспертного учреждения.

Порядок и условия приостановления, прекращения действия и лишения сертификата компетентности судебного эксперта, не являющегося работником государственного судебно-экспертного учреждения устанавливаются уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти.

Прекращение действия сертификата компетентности судебного эксперта осуществляется в случаях:

- неоднократного нарушения лицом законодательства Российской Федерации при осуществлении судебно-экспертной деятельности;
- невозможности исполнения лицом обязанностей судебного эксперта вследствие недостаточного уровня профессиональной подготовки, подтвержденного результатами его аттестации;
- уклонения лица от прохождения сертификации;
- признания лица по вступившему в законную силу решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным, умершим либо безвестно отсутствующим;
- утраты лицом гражданства Российской Федерации;
- освобождения лица от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение умышленного преступления;
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица.
Сведения о приостановлении, прекращении действия и лишении сертификата компетентности судебного эксперта вносятся в государственный реестр судебных экспертов.

Статья 19. Государственный реестр судебных экспертов, не являющихся работниками государственных судебно-экспертных учреждений

Сведения о судебных экспертах, получивших в установленном порядке сертификат компетентности судебного эксперта, вносятся в Государственный реестр судебных экспертов, цели и порядок формирования и использования которого устанавливаются уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти.
Орган, ведущий уголовный, гражданский, арбитражный процесс, суд, орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, поручает ее производство судебному эксперту, сведения о котором внесены в Государственный реестр судебных экспертов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона.

Глава П. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭКСПЕРТА
СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья 20. Обязанности руководителя судебно-экспертного учреждения

Руководитель судебно-экспертного учреждения обязан:
- по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов
на поставленные вопросы;
- разъяснить ему обязанности и права эксперта, предусмотренные уголовным, административным, гражданским и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
- по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
- обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;
- по окончании исследований направить заключение эксперта, возвратить объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
- обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
- не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:
- наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;
- соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;
- сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.
Руководитель не вправе:
- истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;
- самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;
- давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

Статья 21. Права руководителя судебно-экспертного учреждения

Руководитель вправе:
- возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;
- самостоятельно принимать решение о проведении комплексной экспертизы, в одном учреждении, по представленным в соответствии с постановлением (определением) о назначении экспертизы материалам, организовать ее производство;
- ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;
- ходатайствовать перед органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, о привлечении судебного эксперта иностранного государства;
- организовывать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;
- передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю или работнику структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет;
требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с:
1) компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данным учреждением;
2) транспортировкой объектов после их исследования, за исключением почтовых расходов;
3) хранением объектов исследований в государственном судебно-экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
4) ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данное учреждение объектов повышенной опасности, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили руководителю об известных им специальных правилах обращения с указанными объектами или они были в ненадлежащей упаковке;
5) проездом эксперта к месту расположения недвижимого или нетранспортабельного объекта, подлежащего исследованию.

Статья 22. Обязанности эксперта

Эксперт обязан:
- принять к производству порученную ему руководителем соответствующего судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу;
провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
- составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;
- не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
- обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.
Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Эксперт не вправе:
- вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
- самостоятельно собирать для производства судебной экспертизы доказательства;
- сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением руководителя, органа или лица, ее назначивших;
- уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.
Государственный судебный эксперт также не вправе:
- принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения;
- осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;
Эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения. Оплата судебной экспертизы производится в соответствии с процессуальным законодательством.

Статья 23. Права эксперта

Эксперт вправе:
- ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;
- делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;
- обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.

Независимо от вида судопроизводства судебный эксперт имеет право:
- знакомиться с материалами дела, касающиеся предмета судебной экспертизы, и подавать ходатайство о предоставлении дополнительных материалов;
- указывать в заключении эксперта на выявленные в ходе проведения судебной экспертизы факты, имеющие значение для дела и по поводу которых ему не были поставлены вопросы;
- с разрешения лица или органа, которые назначили судебную экспертизу, присутствовать при проведении следственных или судебных действий и заявлять ходатайства, касающиеся предмета судебной экспертизы;
- подавать жалобы на действия лица, в производстве которого находится дело, если эти действия нарушают права судебного эксперта.
проводить на договорной основе несудебные экспертные исследования по вопросам, представляющим интерес для юридических и физических лиц, с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы

Судебно-экспертному учреждению не может быть поручено производство судебной экспертизы, а в случаях, когда указанное производство начато, оно немедленно прекращается, если установлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения.
Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.
В производстве судебной экспертизы в отношении живого лица не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь. Указанное ограничение действует также при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственного обследования лица.

Глава III. ПРОИЗВОДСТВО СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Статья 25. Основания производства судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении

Основаниями производства судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.
Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представляют объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.
Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, получают образцы для сравнительного исследования и приобщают их к делу в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации. В необходимых случаях получение образцов осуществляется с участием эксперта, которому поручено производство судебной экспертизы, или специалиста.
В случае, если получение образцов является частью исследований и осуществляется экспертом с использованием представленных на судебную экспертизу объектов, после завершения судебной экспертизы образцы направляются в орган или лицу, которые ее назначили, либо определенное время хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении.
Особенности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении в отношении живых лиц определяются главой IV настоящего Федерального закона.

Статья 26. Производство дополнительной и повторной судебных экспертиз

Дополнительная судебная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения, а так же при возникновении дополнительных вопросов в отношении ранее исследованных объектов и поручается тому же или другому эксперту.
Повторная судебная экспертиза назначается в связи с возникшими у суда, судьи, лица, производящего дознание, следователя сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения (по тем же вопросам в отношении тех же объектов и сравнительных материалов), и поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.

Статья 27. Производство комиссионной судебной экспертизы

Комиссионная судебная экспертиза производится несколькими, но не менее чем двумя экспертами одной экспертной специальности.
Комиссионный характер экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившим, либо руководителем судебно-экспертного учреждения.
Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.
В составе комиссии судебных экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы, каждый эксперт проводит исследования в полном объеме с последующим совместным анализом полученных результатов.
Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дачи заключения. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение.

Статья 28. Производство комплексной судебной экспертизы

Комплексная судебная экспертиза назначается в случаях, когда установление обстоятельств, имеющих значение для дела, возможно лишь путем проведения нескольких исследований с использованием разных отраслей знаний.
Организация и производство комплексной судебной экспертизы возлагаются на руководителя судебно-экспертного учреждения либо на руководителей нескольких судебно-экспертных учреждений. Ведущее судебно-экспертное учреждение определяется органом (лицом) назначившим экспертизу.
Руководитель экспертного учреждения вправе также самостоятельно принять решение о проведении комплексной экспертизы (в одном учреждении) по представленным в соответствии с постановлением, определением о назначении экспертизы и материалам, организовать ее производство.
При наличии у эксперта специальных специальных знаний в нескольких отраслях знаний, совокупности которых необходимо и достаточно для выполнения конкретной комплексной экспертизы по всему спектру заданных вопросов, комплексная судебная экспертиза может быть выполнена одним судебным экспертом.
При производстве комплексной судебной экспертизы экспертами разных специальностей каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел.
Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.
Один из экспертов указанной комиссии может выполнять роль эксперта-организатора; его процессуальные функции не отличаются от функций остальных экспертов.
Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода.
Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении.
В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них вправе дать отдельное заключение по всем или некоторым вопросам, вызвавшим разногласия, если он обладает достаточными знаниями, необходимыми для комплексного исследования.

Статья 29. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении

При производстве судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации.
Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы.
При составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается.
В случае, если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.
Особенности присутствия участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц определяются главой IV настоящего Федерального закона.

Статья 30. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание

На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его.
Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью судебно-экспертного учреждения.
Подпись эксперта, входящего в состав комиссии, но не являющегося работником судебно-экспертного учреждения, заверяется нотариально.
В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:
- дата, время и место производства судебной экспертизы;
- основания производства судебной экспертизы;
- сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;
- сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, сведения об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;
- сведения о негосударственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность, наличие сертификата компетентности), которым поручено производство судебной экспертизы;
- сведения об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), обладающему необходимыми специальными знаниями и которому поручено производство судебной экспертизы;
- сведения о предупреждении эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заверенные его подписью;
- вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;
- объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;
- сведения об образцах или пробах, полученных в ходе исследования, в том числе в ходе экспертного осмотра по месту нахождения объекта исследования;
- сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
- содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
- оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
В случае необходимости, к заключению эксперта или комиссии экспертов прилагаются иллюстрационные материалы, которые являются его составной частью.
Целесообразность необходимости наличия конкретных приложений определяется экспертом или комиссией экспертов самостоятельно.
Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.

Глава IV. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ В СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ЖИВЫХ ЛИЦ

Глава V. ФИНАНСОВОЕ, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ, НАУЧНО -
МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Статья 42. Финансирование судебно-экспертной деятельности

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений федеральных органов исполнительной власти, в том числе экспертных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, финансируется за счет средств федерального бюджета, в пределах установленного государственного задания и иных источников, не запрещенных законодательством. Производство судебных экспертиз государственными судебно-экспертными учреждениями сверх установленного государственного задания включается в состав судебных издержек и производится по постановлениям судов и правоохранительных органов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственных и общественных внебюджетных фондов, а также за счет органа (лица), назначившего экспертизу или ходатайствующего о ее назначении.
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Судебно-экспертные учреждения, за исключением государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в которых законодательством предусмотрена военная служба, а равно служба в правоохранительных органах либо иная государственная гражданская служба, предусматривающая присвоение специальных званий или классных чинов, вправе проводить на договорной основе:
- экспертные исследования для граждан и юридических лиц, взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях.
- научные исследования в области судебной экспертизы;
- научно-методическое и информационное обеспечение судебной экспертизы;
- подбор, профессиональную подготовку и повышение квалификации судебных экспертов;
- сертификацию компетентности судебных экспертов, методов и средств судебной экспертизы.
Размер оплаты и порядок расходования указанных средств определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Оплата стоимости судебных экспертиз, проводимых иными судебно-экспертными учреждениями и судебными экспертами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 43. Организационное и научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности

Организационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Научно-методическое обеспечение производства судебных экспертиз, а также профессиональная подготовка и повышение квалификации судебных экспертов возлагаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти на государственные судебно-экспертные учреждения из числа указанных в частях первой и второй статьи 12 настоящего Федерального закона.
Для рассмотрения наиболее важных вопросов развития судебной экспертизы, имеющих межведомственный характер создается Межведомственная комиссия при Правительстве Российской Федерации по проблемам судебной экспертизы. Порядок формирования и деятельности Комиссии определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 44. Информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений

Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны безвозмездно предоставлять по запросам руководителей государственных судебно-экспертных учреждений информацию, необходимую для проведения судебных экспертиз, образцы или каталоги своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства судебной экспертизы, для создания и обновления методической и нормативной базы судебной экспертизы. При этом государственные судебно-экспертные учреждения обеспечивают неразглашение полученных сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Государственное судебно-экспертное учреждение вправе ходатайствовать перед судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем о получении по окончании производства по делам предметов, являвшихся вещественными доказательствами, для использования в экспертной, научной и учебно-методической деятельности.

Статья 45. Кадровое обеспечение

Подготовка работников для государственных судебно-экспертных учреждений, которые проводят судебные экспертизы, осуществляется высшими учебными заведениями; специализация и повышение квалификации проводятся на курсах и в судебно-экспертных учреждениях соответствующих министерств.
Специалисты, которые не являются работниками государственных судебно-экспертных учреждений и преследуют цель осуществлять экспертную деятельность, проходят обучение по соответствующей экспертной специальности в государственных судебно-экспертных учреждениях Федеральных органов исполнительной власти с учетом ограничений, предусмотренных законом или обучение в образовательных учреждениях Федеральных органов исполнительной власти.Для обеспечения надлежащего профессионального уровня лица, которые не являются работниками государственных судебно-экспертных учреждений и получили сертификат компетентности судебного эксперта, не реже, чем раз в пять лет должны подтвердить уровень своих профессиональных знаний в государственных судебно-экспертных учреждениях Федеральных органов исполнительной власти.Изучение потребностей в подготовке, специализации и повышении квалификации экспертов, а также разработка предложений по удовлетворению этих потребностей осуществляются Федеральными органами исполнительной власти, к сфере управления которых относятся государственные судебно-экспертные учреждения.

Статья 46. Охрана государственных судебно-экспертных учреждений

Охрана государственных судебно-экспертных учреждений обеспечивается руководителем органа исполнительной власти, к сфере управления которого относится данное учреждение; их руководителями и финансируется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.


Глава VI. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ
СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 50. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности

Нарушение законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности влечет ответственность, установленную законом.

Статья 51. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным
законом

Поручить Правительству Российской Федерации обеспечить приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 52. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Вернуться наверх
  Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Реформа судебно-экспертной деятельности 2012-2013 гг.
СообщениеДобавлено: 18 окт 2012, 12:33 
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 мар 2012, 10:35
Сообщений: 739
Откуда: Ростов-на-Дону
Эксперт писал(а):
Согласно обзора судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам (Утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2011года) проведение более 70% (72,7%) экспертиз поручается судами государственным судебно-экспертным учреждениям. А негосударственным экспертным учреждениям - коммерческим и некоммерческим организациям, отдельным экспертам, обладающим специальными знаниями, остальные 30% (25,8%).
Позвольте не согласиться и высказать свое мнение, основанное на практике:
На сегодняшний день более 70% назначаемых судебных экспертиз в Российской Федерации проводится лицами, не являющимися государственными судебными экспертами, т.е. негосударственными экспертами. Почему другая цифра ?
Во-первых, Верховный Суд Российской Федерации изучил только те дела, которые ему были представлены по запросу, во-вторых, государственными судебно-экспертными учреждениями в основном проводятся такие виды экспертиз: судебно-медицинские, медико-социальные, судебно-психиатрические, психолого-психиатрические, психолого-педагогические, молекулярно-генетические, пожарно-технические, которые по тем или иным обстоятельствам не могут быть проведены на коммерческой основе. А наиболее распространенные (товароведческие, автотехнические, строительно-технические и другие), количество которых велико, не учитывались.
На самом деле, за последнее время процент назначаемых судебных экспертиз негосударственным экспертам постоянно растет, в том числе и по причине многократного увеличения их общего количества.
Однако действующее федеральное законодательство (Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации") не в полной мере регулирует судебно-экспертную деятельность негосударственных экспертов и не предоставляет возможность суду в полной мере оценить квалификацию и компетентность негосударственного эксперта.
Действующее законодательство не требует от негосударственных экспертов наличия гражданства Российской Федерации, наличия высшего образования по специальности, прохождения специальной подготовки (переподготовки) по конкретной экспертной деятельности.
Это в свою очередь порождает подготовку судебных экспертиз с противоположными выводами по одному объекту исследования, затем назначение новых дорогостоящих экспертиз и в конечном итоге принятие судом таких судебных решений, в основе которых необоснованные и необъективные выводы.
Указанные факты справедливо были отмечены В.В.Путиным: «Нам нужна новая экономика» для Ведомостей (30.01.2012) и Д.А. Медведевым в перечне поручений от 03 февраля 2012 года № Пр-267 в адрес правительства Российской Федерации.
Сейчас наиболее активно идут дебаты по данному важному вопросу. Готовятся существенные изменения в законодательстве РФ о судебно-экспертной деятельности. Планируется либо внести поправки в существующий Федеральный закон от 31.05.200г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», либо издать новый.

Все предложения можно разделить на два основных направления реформы судебно-экспертной деятельности.
ПЕРВОЕ: (инициатор – сообщество негосударственных экспертов)
Статья 1:
Внести в Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 23, ст. 2291) следующие изменения:
1) в статье 13:
а) в абзаце втором после слова "подготовки" дополнить словом "государственных";
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"Должность эксперта, осуществляющего производство судебной экспертизы вне государственных судебно-экспертных учреждений может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование, прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности."
2) в статье 41:
а) в абзаце первом после слов "может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами," дополнить словами "являющимися членами саморегулируемой организации, которая осуществляет саморегулирование в области судебно-экспертной деятельности,"

ВТОРОЕ: (инициатор – инициативная группа РФЦСЭ, Минюст РФ) Предлагается закон в новой редакции.

Планируется, что настоящий Федеральный закон вступит в силу с 1 июля 2013 года.

Не оставайтесь равнодушными - проголосуйте и выскажите свои замечания и предложения на нашем ФОРУМЕ.

Пишет нам О страховании.
От кого: "Andrej Rusinow" <andrej.rusinow@primjera.ru>

"Понятно, что есть требования ФЗ от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", где имеются: статьи 3 (п. 3), статья 13 и 20 (п. 8), однако данные требования полностью противоречат экспертной деятельности как таковой. И законодатель, устанавливая ответственность эксперта, как мне видится, прекрасно представлял невозможность установления какой либо ответственности эксперта кроме уголовной или административной. Поскольку экспертная деятельность по своей сути не является коммерческой деятельностью. Соответственно наступление страхового случая вследствие экспертной деятельности в принципе не возможно. И если уж имеет место такое требование другого законодательного акта, то оно ни как не может быть использовано для извлечения прибыли какой либо страховой компанией. Следовательно, данное страхование носит, чисто формальный характер, и для обеспечения исполнения данного требования можно привлекать только ту страховую компанию, в которой, страховая премия покрывала бы только затраты на выдачу полиса и не более того, иные суммы могут быть расценены как не законное обогащение" !!!!!

С уважением. А.В. Русинов


Вернуться наверх
  Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Реформа судебно-экспертной деятельности 2012-2013 гг.
СообщениеДобавлено: 21 май 2013, 10:21 
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 мар 2012, 10:35
Сообщений: 739
Откуда: Ростов-на-Дону
Продолжаются острые дебаты по реформе судебно-экспертной деятельности в РФ. Уже все понимают, что дальнейшая проволочка может привести к хаосу в Российском судопроизводстве, вспоминается крылатая фраза В.И. Ленина "Промедление - смерти подобно". Сколько можно ждать порядка в этой сфере ???? Теперь хоть есть план законопроектной деятельности Правительства РФ на 2013 год, по которому конкретно установлены сроки подготовки и принятия нового Закона, май 2013г.- представление в ПП РФ, август 2013г. - внесение в госдуму и Федеральное собрание РФ. Очень хорошо, что эта тема стала волновать всех, в том числе и юристов и адвокатов см. http://pravorub.ru/articles/30552.html
Хочется чтобы и судьи и следователи тоже подключились к обсуждению данной темы. А пока можем привести только наглядный пример профессиональной безграмотности судьи и эксперта в вопросах организации и производства экспертизы выпиской из протокола судебного заседания (название суда и Ф.И.О. эксперта по понятным причинам не называются).

Выписка из протокола заседания суда

Суд, совещаясь на месте, определил: Удовлетворить заявленное ходатайство. Приобщить к материалам дела возражение относительно исковых требований.
Представитель истца: Прошу приобщить к материалам дела объяснение по данному делу. Обсуждается заявленное ходатайство.
Представитель ответчика: Не возражаю.
Истец: Не возражаю.
Обсуждается вопрос о возможности продолжении судебного следствия, начатого в судебном заседании 21.02.2013 года.
Представитель истца: Не возражаю.
Истец: Не возражаю.
Представитель ответчика: Не возражаю.
Суд переходит к рассмотрению дела по существу.
В зал суда приглашается свидетель(эксперт).............. ИВАНОВ Ю.П.
Устанавливается личность: 27.02.1966 года рождения, паспорт выдан УФМС Советского района г.Ростова-на-Дону, проживает............. ИП.
На вопрос судьи:
Вопрос: У вас есть лицензия на осуществление экспертной деятельности?
Ответ: Нет.
Вопрос: На каком основании вы проводили исследование и делали заключение?
Ответ: На основании договора оказания возмездных услуг между мной и РЦСЭ.
Вопрос: У вас с собой имеется данный договор?
Ответ: Нет.
Вопрос: В связи с чем вы подписались, что вы являетесь экспертом?
Ответ: В связи с тем, что я с РЦСЭ подписал договор на оказание возмездных услуг на проведение I технической экспертизы.
Вопрос: Вы являетесь профессиональным экспертом?
Ответ: Нет.
Представитель истца: В связи с этим прошу суд допросить ИВАНОВА Ю.П. в качестве специалиста.
Обсуждается заявленное ходатайство.
Представитель ответчика: Не возражаю.
Истец: Не возражаю.

Вот видите, какой анекдот получился ?!

Лучше чем долго обсуждать эту проблему.... приняли хотя бы в том году.... уж что-нибудь......, потом все равно корректировать придется.
С Уважением, Дмитриев О.Ф.


Вернуться наверх
  Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Реформа судебно-экспертной деятельности 2012-2013 гг.
СообщениеДобавлено: 12 янв 2017, 11:47 
Пока что польза от реформы под вопросом.


Последний раз поднималось Anonymous 12 янв 2017, 11:47.


Вернуться наверх
  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Theme created StylerBB.net
Русская поддержка phpBB