Текущее время: 15 дек 2017, 22:48


Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Программа развития судебно-зкспертной деятельности до 2020г.
СообщениеДобавлено: 13 сен 2012, 10:45 
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 мар 2012, 10:35
Сообщений: 753
Откуда: Ростов-на-Дону
Проект
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«ЮСТИЦИЯ»

Ответственный исполнитель:
Министерство юстиции Российской Федерации

ПОДПРОГРАММА 2 «РАЗВИТИЕ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Подпрограмма 2. Развитие судебно-экспертной деятельности

Ответственный исполнитель подпрограммы
- Министерство юстиции Российской Федерации
Соисполнители подпрограммы
- нет

Цели подпрограммы  модернизация судебно-экспертной деятельности в целях:
увеличения числа и повышения качественного уровня проводимых судебных экспертиз и исследований;
обеспечения проведения судебных экспертиз в сроки, установленные правоприменителем;
обеспечения международного признания результатов судебно-экспертной деятельности.
Задачи подпрограммы  совершенствование правового статуса государственного судебного эксперта
на основе: создания надлежащего правового положения и нормативно-правового обеспечения организации деятельности системы государственных судебно-экспертных учреждений;
повышение мотивации государственных судебных экспертов;
противодействия коррупционным проявлениям в сфере судебной экспертизы;
 надлежащее изменение и повышение квалификации сотрудников ГСЭУ для рационального и эффективного использования материально-технической базы;
 развитие международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности в целях укрепления положения российской судебной экспертизы в мире, расширения базы знаний экспертов, разработка новых методических комплексов, в том числе путем скорейшей адаптации современных зарубежных методик, продвижения современных российских методик среди экспертных лабораторий мира

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
 доля экспертиз, проведенных с нарушением (превышением) установленных сроков;
 количество лабораторий, прошедших аккредитацию на соответствие международным стандартам (единиц).

Этапы и сроки реализации подпрограммы

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы  2012– 2020 годы



 Объемы финансирования подпрограммы составляют:
 расходы, связанные с реализацией мероприятий Подпрограммы в 2012-2020 годах, финансируемые за счет средств федерального бюджета: 13 519 297,30 тыс. рублей, в том числе:
2012 г. 1 423 962,30 тыс. руб.
2013 г. 1 477 431,90 тыс. руб.
2014 г. 1 516 843,30 тыс. руб.
2015 г. 1 516 843,30 тыс. руб.
2016 г. 1 516 843,30 тыс. руб.
2017 г. 1 516 843,30 тыс. руб.
2018 г. 1 516 843,30 тыс. руб.
2019 г. 1 516 843,30 тыс. руб.
2020 г. 1 516 843,30 тыс. руб.
 расходы за счет средств внебюджетных источников ориентировочно составят 3 780 000,00 тыс. рублей, в том числе:
2012 год – 162 000,00 тыс. рублей;
2013 год – 275 000,00 тыс. рублей;
2014 - 2020 годы – 3 343 000,00 тыс. рублей;
 дополнительные затраты составят:
22 950 000,83 тыс. рублей в 2012-2014 годах; обоснование дополнительной потребности приводится ниже в тексте подпрограммы и в таблице 12 приложений
к Государственной программе
Ожидаемые результаты реализации программы

 создание условий для сокращения сроков отправления правосудия, повышения эффективности работы судебных органов
и улучшения качества судебных актов
в части, зависящей от своевременного
и качественного проведения судебных экспертиз.

1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в сфере судебно-экспертной деятельности, прогноз развития судебно-экспертной деятельности

Настоящая долгосрочная подпрограмма развития судебно-экспертной деятельности (далее Подпрограмма) разработана во исполнение п. 41 Распоряжения Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 20.01.2011 N 44-р) и предусматривает мероприятия по комплексной реализации задачи повышения количества
и качества проводимых судебных экспертиз и исследований, определяет основные направления единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности на 2012-2020 годы.
Подпрограмма разработана Министерством юстиции Российской Федерации при участии государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России, а также с учетом предложений Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда Российской Федерации.
При подготовке Подпрограммы использовались результаты мониторинга правоприменения в сфере судебно-экспертной деятельности, результаты современных научных исследований в сфере судебной экспертизы, а также учитывался опыт иностранных государств в сфере организации судебно-экспертной деятельности.
В Подпрограмме сформулированы основные цели, принципы, задачи
и направления развития судебно-экспертной деятельности в уголовном, гражданском, арбитражном, административном судопроизводстве, а также
в сфере обеспечения интересов граждан и юридических лиц в объективных результатах экспертных исследований, в долгосрочной перспективе.
Подпрограмма разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

Квалифицированное и беспристрастное проведение оперативно-следственных мероприятий и судебное рассмотрение материалов дел, отправление правосудия в разумные сроки являются одним из условий дальнейшего социального и экономического развития России,
ее инвестиционной привлекательности. В качестве одной из главных целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определено построение
в стране развитого гражданского общества и устойчивой демократии, позволяющей в полной мере обеспечить права человека, гражданские
и политические свободы. В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав
и свобод. Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в интерпретации практики Европейского Суда по правам человека.
Судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее
из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Построение эффективной системы проведения судебных экспертиз
и исследований – это задача, от решения которой зависит обеспечение конституционных гарантий доступа к правосудию, гарантии защиты государством прав и законных интересов граждан и организаций, основа для сокращения сроков отправления правосудия, повышение эффективности работы судебных органов и улучшение качества судебных актов, что вполне соответствует основным приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации.
За годы экономических и политических реформ в Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации создана правовая база, регулирующая систему новых экономических и социальных взаимоотношений. Государство стало уделять особое внимание созданию эффективного механизма проведения судебных экспертиз и исследований,
в том числе, в рамках развития системы правосудия в целом.
В настоящее время основными нормативными правовыми актами, регулирующими производство судебных экспертиз и исследований, являются Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее –
ГПК РФ), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – АПК РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Бюджетный кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ, Федеральный закон
от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Государственная судебная экспертиза - необходимый и важный институт государства, являющийся частью федеральной правоохранительной службы. Ее основная задача: применяя современные достижения науки
и техники, обеспечить раскрытие тяжких преступлений путем создания объективной доказательной базы по уголовным делам, а также и по всем иным категориям дел, рассматриваемых правоохранительными органами и судами: гражданским, арбитражным, административным, делам
о таможенных и налоговых правонарушениях.
Судебные эксперты, в отличие от сотрудников правоохранительных органов, не наделены властными полномочиями и не принимают каких-либо решений по уголовным и иным делам. Их функция иная - с использованием своих специальных знаний исследовать вещественные доказательства, документы, материальные ценности - и установить фактические обстоятельства дела, позволяющие принять обоснованное и законное решение.
Тем не менее, высокий научно-технический уровень современной преступной деятельности, ее профессионализм и организованность объективно повышают роль и значение судебной экспертизы в деятельности правоохранительных органов и судов. В большинстве случаев, заключения судебных экспертов предопределяют судьбу дела. Поэтому эффективность борьбы с преступностью в государстве напрямую зависит от состояния судебно-экспертной деятельности.
Спектр судебно-экспертных специальностей весьма широк: традиционная криминалистика и судебная медицина; современная техника
и технологии, включая автотранспорт и безопасность дорожного движения; информационные технологии; интеллектуальная собственность, недвижимость, товароведение и экономика; естественнонаучные
и гуманитарные специальности.
Государственная судебно-экспертная деятельность в России организована в семи ведомствах: Минюсте РФ, МВД РФ, Минздравсоцразвития РФ, ФСБ РФ, ФТС РФ, Минобороны РФ, ФСКН РФ. Система ГСЭУ Минюста России является единственной независимой структурой государственных экспертов, то есть находящейся вне органов дознания и следствия. Соответственно каждая из указанных систем ГСЭУ осуществляет свою деятельность в соответствии с установленным профилем, который, за исключением ГСЭУ Минюста России, в большинстве случаев имеет оперативно-криминалистический характер.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации
от 13.10.2004 № 1313 (далее – Указ), Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью ГСЭУ Министерства юстиции Российской Федерации.
Система ГСЭУ Минюста России состоит из 50 учреждений, в том числе 40 лабораторий судебной экспертизы, 9 региональных центров
и Российского федерального центра судебной экспертизы. Система ГСЭУ Минюста России является единственной независимой структурой государственных экспертов, не подчиненной органам дознания, следствия
и судам, свободной от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности.
На протяжении последних 60-ти лет в системе ГСЭУ Минюста России сформированы органично взаимосвязанные единые теоретические
и практические основы производства судебной экспертизы, составляющие базис отечественной методологии судебной экспертизы. Основными этапами ее формирования явились создание общей теории судебной экспертизы
и развитие ее положений в частных теориях родов и видов судебной экспертизы. Ее эффективность была подтверждена многолетней практикой не только правоохранительных и правоприменительных органов Российской Федерации, но и всех республик бывшего СССР и ряда зарубежных стран.
Практический опыт, накопленный в ГСЭУ, предопределил интеграцию созданной методологии с мировым судебно-экспертным сообществом. Государственные судебно-экспертные учреждения Минюста являются единственными представителями Российской Федерации в Европейской сети судебно-экспертных учреждений (ENFSI).
Кроме того, на сегодняшний день среди министерств и ведомств Российской Федерации, в ведении которых находятся ГСЭУ, только Минюст России является органом исполнительной власти, который разработал наиболее полную нормативную правовую базу по судебной экспертизе.
Наличие единых утвержденных экспертных методик, установленных квалификационных требований к экспертам, налаженной системы подготовки и повышения квалификации экспертных кадров, существующей системы методического рецензирования наблюдательных производств как текущего контроля уровня компетентности экспертов и пр. компонентов регулирования судебно-экспертной деятельности позволяют во всех ГСЭУ Минюста России обеспечивать исполнение требований Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 73) о производстве судебных экспертиз на основе единого научно-методического подхода.
Таким образом, модернизация деятельности ГСЭУ Минюста соответствует приоритетам социально-экономического развития России и международной юридической практике независимости экспертных учреждений от оперативно-следственных органов.
Судебная экспертиза – наукоемкий вид правоохранительной деятельности. Она должна находиться в постоянном развитии и впитывать передовые достижения научно-технического прогресса темпами,
не отстающими от темпов научно-технического развития преступности.
В свою очередь для реализации данного положения необходимо
и постоянное совершенствование организационной структуры экспертных учреждений, управляемости и соответствующего экономического обеспечения.

Однако современное состояние судебно-экспертной деятельности
в Российской Федерации нельзя признать удовлетворительным.

Основные причины:
• неэффективность государственного управления судебно-экспертной деятельностью (далее СЭД);
• отсутствие достаточной материально-технической и кадровой базы судебно-экспертных учреждений (далее СЭУ), соответствующей качественному и количественному уровню преступности.
Реформа системы государственного управления в Российской Федерации, практическое внедрение бюджетирования, ориентированного
на результаты, и современных методов финансового менеджмента практически не коснулись системы государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России.
В настоящий момент самый главный показатель деятельности экспертных учреждений – объем выполненных судебных экспертиз
и экспертных исследований сократился до уровня 90-х годов прошлого века, снижение объема выполненных экспертиз и исследований за 2006-2010 гг. составило 46%.

Год Кол-во выполненных судебных экспертиз, шт. Кол-во выполненных экспертных исследований, шт. Сумма полученных средств за производство платных экспертиз и исследований, руб. Штатная численность работников СЭУ, чел. Средняя экспертная загрузка, шт./чел. (шт./эксперт)
2005 90791 180052 363,7 млн.руб. 2710 (1550 за счет ф/б) 99,94 (131,48)
2006 94047 162203 552,3 млн.руб. 2780 (1550 за счет ф/б) 92,17 (121,27)
2007 87342 87963 263,8 млн.руб. 2250 ф/б 77,91 (102,52)
2008 85556 68970 218,4 млн.руб. 2250 ф/б 68,67 (90,37)
2009 87495 51321 177,4 млн.руб. 2350 ф/б 59,07 (77,72)
2010 88982 49530 134,5 млн.руб. 2350 ф/б 58,94 (77,55)
9 м. 2011 72117 97,4 млн.руб 2350 ф/б 40,9 (53,82)

Деятельность судебно-экспертных учреждений финансируется
из федерального бюджета. Так согласно Федеральному закону № 238-ФЗ
от 19.12.2006 «О федеральном бюджете на 2007 год» предусматривалось выделение 1308779,7 (1235629,8 из обзора деятельности ГСЭУ в отчетном году) тысяч рублей на содержание СЭУ, в 2008 году 1280481,7 тыс. руб. (1365117,1 из обзора), в 2009 году 1455648,7 тыс.руб., в 2010 году 1274496,9 тыс. рублей, на 2011 год предусмотрено 1395055,6 тыс.руб., на 2012 и 2013 по 1424426,7 тыс. руб.
Финансирование системы ГСЭУ Минюста является дефицитным: бюджетное финансирование обеспечения деятельности ГСЭУ в 2010 г. составило 73%, в 2011 году снизилось до 48% от заявленной потребности в указанном финансировании. По состоянию на 1 января 2011 года изношенность основных фондов составляет 61%, многие помещения
не соответствуют современным требованиям к размещению судебно-экспертных учреждений по размеру площадей, и (или) по техническим возможностям.
Штатная численность изменялась за последние 5 лет следующим образом: 2006 г. – 2780 сотрудников; 2007-2009 – 2250; с 1 июня 2009 – 2350; 76% общей численности сотрудников составляет экспертный состав. Постановлением Правительства РФ № 754 от 08.12.06 была установлена штатная численность работников СЭУ в количестве 2200 единиц.
Таким образом, бюджет дополнительно стал финансировать 700 единиц. Однако ранее 1230 сотрудников содержалось за счет внебюджетной деятельности. Общий итог – сокращение 530 специалистов. Кроме того, согласно письму Минюста № 04-13 от 09.01.07 переводу на бюджетное финансирование подлежали эксперты. В результате технический
и обслуживающий персонал не предусмотрены штатными расписаниями СЭУ.
24 декабря 2007 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 925 «Об оплате труда работников государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации». Установленные указанным Постановлением должностные оклады ниже ранее утвержденных, кроме того имеются несоответствия установленных размеров окладов занимаемым должностям. Также Постановлением № 925 не предусмотрена возможность индексации должностных окладов сотрудников, в результате повышения заработной платы не проводилось с 2006 года, что противоречит положениям Трудового кодекса и духу бюджетной политики, проводимой в Российской Федерации. Кроме того, в Постановлении № 925 не предусмотрен ряд должностей (в первую очередь административно-управленческого и технического персонала), что делает практически невозможным реализацию ряда нормативных документов (по охране труда и пожарной безопасности, информационного освещения деятельности государственных учреждений
и так далее). Нельзя обойти стороной и тот факт, что сотрудники судебно-экспертных учреждений, несмотря на специфику работы, не имеют статуса государственного служащего. А их деятельность не попадает под определение «государственная правоохранительная служба»
и соответственно на них не распространяются нормы социальной защиты для указанной категории лиц (включая пенсионное обеспечение, нормы отдыха, жилищные субсидии и так далее).
Вышеперечисленные проблемы привели к массовому оттоку кадров. Значительное число сотрудников не устроила существующая система оплаты труда, что привело к переходу высококвалифицированных аттестованных экспертов в коммерческие структуры. В крупных городах существующий уровень заработной платы не позволяет привлечь к работе даже начинающих экспертов.
Изменения в законодательстве, утвержденные Федеральным законом № 124-ФЗ внесенные в закон о государственной судебно-экспертной деятельности, Арбитражный и Гражданский кодексы привели
к лавинообразному росту неплатежей за производство судебных экспертиз
и исследований и, как следствие, возникновению кредиторской задолженности по налоговым платежам. А недостаточная проработка вопросов о сроках производства экспертиз – к массовому увольнению оставшихся сотрудников. Указанная проблема возникла во многом в связи
с тем, что предусмотренные статьями 96 и 98 ГПК РФ депозиты управлений Судебного Департамента за редким исключением не работают, поэтому нет никаких гарантий возмещения расходов за проведение экспертизы эксперту или экспертному учреждению. В то же время, согласно положений Налогового Кодекса, уплата налогов бюджетными учреждениями производится по факту выполнения работ и соответственно отсутствие своевременной оплаты экспертиз ведет к серьёзным сбоям в работе.
Существуют серьезные проблемы и в сфере соответствия помещений, занимаемых ГСЭУ современным требованиям укрепленности, безопасности, оснащенности техническими средствами охраны и сигнализации, а также соответствия техническим требованиям для эксплуатации имеющегося оборудования.
Однако, несмотря на все вышеперечисленные проблемы средняя экспертная загрузка в ГСЭУ превышает нормы более чем в 1,5 раза,
а экономический эффект деятельности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста, то есть расчетная стоимость всех проведенных экспертиз, исследований, научно-методических работ, превышает объемы финансирования более чем на 70%.
Приведенные данные свидетельствуют о серьезных проблемах
в системе государственной судебно-экспертной деятельности, которые требуют системного решения. Отсутствие эффективной системы проведения судебных экспертиз влечет возникновение проблем не только в правовой сфере, но и в общесоциальном аспекте, поскольку способствует формированию в обществе правового нигилизма, неуважительного отношения к закону и суду, игнорированию гражданско-правовых, семейных, трудовых и иных обязанностей, установленных законом, развитию коррупции, поощрению противоправного и асоциального типа поведения. Требуется создание условий для качественного улучшения ситуации в сфере судебно-экспертной деятельности.
При этом следует учитывать следующие общесоциальные факторы, оказывающие негативное влияние на ситуацию в сфере судебно-экспертной деятельности:
правовой нигилизм, существующие в обществе установки
на противоправное поведение, игнорирование требований закона являются основой для сверхнормативной загруженности в расчете на одного судебного эксперта, не позволяющей ему качественно исполнять свои обязанности;
коррупция в сфере государственного управления, терпимое отношение к коррупционным проявлениям со стороны граждан влечет за собой коррупцию в сфере судебно-экспертной деятельности, фактическую коммерциализацию деятельности судебных экспертов, вовлечение должностных лиц судебно-экспертных учреждений в экономические конфликты и преступные деяния;
недостаточный уровень взаимодействия между органами государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации является причиной отсутствия системного взаимодействия между органами, назначающими проведение судебных экспертиз и судебно-экспертными учреждениями, а также практическому отсутствию обмена научно-методической информацией между СЭУ различной ведомственной принадлежности;
недостаточный уровень информатизации государственных органов, систем публичного управления и судебно-экспертных организаций препятствующий информированию о возможностях судебной экспертизы и требованиях к исследуемым объектам.
К структурным проблемам развития судебно-экспертной деятельности необходимо отнести следующее:
- недостаточно высокий профессиональный уровень лиц, проводящих экспертные исследования в связи с отсутствием мотивации в своевременном и качественном проведении судебных экспертиз и по причине непривлекательности работы в ГСЭУ для лиц с высшим образованием
и высоким уровнем подготовки, недостаточно высокого престижа работы судебного эксперта на рынке труда и в системе органов государственной власти;
- диссонанс между стоимостью объектов спора и уровнем материального обеспечения государственного судебного эксперта;
- недостаточный уровень подготовки лиц, назначающих проведение судебных экспертиз и осуществляющих процессуальные полномочия
в рамках судебно-экспертной деятельности;
- недостаточный уровень материально-технического и информационного обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений, отсутствие кадровых возможностей;
- дублирование функций СЭУ Минюста с экспертными подразделениями других ведомств;
- неурегулированность рынка негосударственной судебной экспертизы, отсутствие единых правил деятельности негосударственных экспертных организаций и частных экспертов.
Особой проблемой является наличие многочисленных коллизий
и пробелов в нормативно-правовом регулировании судебно-экспертной деятельности и статуса судебного эксперта, влекущих низкий уровень взаимодействия органов государственной власти и иных организаций в сфере судебно-экспертной деятельности, правовую неопределенность, злоупотребления в сфере судебной экспертизы, развитие коррупции.
Решение задачи сокращения сроков производства судебных экспертиз, увеличения объемов проводимых исследований, повышения их качества, развития новых методов и методик экспертных исследований носит масштабный и долговременный характер. Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода государственных судебно-экспертных учреждений на новый качественный уровень деятельности. Это обуславливает необходимость обеспечить рациональное и адресное расходование средств, учесть потребности судов и органов правосудия Российской Федерации в новых услугах государственных судебно-экспертных учреждениях.
В ином случае реформирование судебно-экспертной системы России утратит системность, возникнет несогласованность в развитии государственных судебно-экспертных учреждений различных ведомств,
а также регулировании деятельности негосударственных экспертных организаций. В результате это приведет к инерционному развитию судебно-экспертной деятельности в целом, при котором состояние системы будет все менее отвечать возрастающим социально-экономическим потребностям общества и государства.
Невыполнение в определенные сроки мероприятий Подпрограммы, срыв запланированного финансирования приведет к невозможности увеличения объемов проведенных судебных экспертиз и сокращению сроков производства судебных экспертиз и исследований и, соответственно, затруднит реализацию стратегических целей государства. Постоянный дефицит текущего финансирования может существенно сказаться и на качестве проводимых исследований, как государственными, так и частными судебными экспертами вследствие значительного устаревания парка оборудования и существующего методического обеспечения деятельности экспертов, невозможности разработки новых методик.

2. Приоритеты государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности, цели и задачи Подпрограммы

Одной из важнейших проблем правоприменения в Российской Федерации являются сроки судопроизводства. На ее решение направлены изменения в законодательные акты, утвержденные Федеральным законом от 28 июня 2009 года № 124-ФЗ, а также положения Федерального закона
от 30 апреля 2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». Немаловажным аспектом в решении проблем сроков судопроизводства является сокращение сроков производства судебных экспертиз. Снижение временных затрат на производство судебных экспертиз может проводиться в нескольких направлениях:
- увеличение объема проводимых исследований – решается путем увеличения штатной численности экспертов и материальным стимулированием действующих сотрудников;
- сокращение сроков начала производства исследований – решается путем повышения качества подготовки материалов, представляемых
на экспертизу, согласования текста и перечня решаемых вопросов с лицами, назначающими экспертизу;
- сокращения сроков проведения конкретных экспертиз – решается путем внедрения новых методик, использованием современных технических средств;
- улучшение качества проводимых исследований – решается путем повышения квалификации судебных экспертов учреждений всех форм собственности и ведомственной принадлежности, распространением квалификационных требований, предъявляемых к эксперту на экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами.

Решение указанных задач должно осуществляться в контексте проводимой в Российской Федерации социально-экономической
и технологической модернизации, обеспечения открытости деятельности государственных структур, доступности для населения осуществляемых ими функций и оказываемых услуг.
Таким образом, необходимо обеспечить интенсивный путь развития судебно-экспертной деятельности с минимальным привлечением дополнительных материальных ресурсов и эффективным использованием имеющихся.
В соответствии с вышеизложенным и сформулированы основные цели и задачи Подпрограммы.
Целью Подпрограммы является модернизация судебно-экспертной деятельности в целях повышения объемов проводимых судебных экспертиз
и исследований, обеспечения проведения судебных экспертиз в сроки, установленные правоприменителем, обеспечения международного признания результатов судебно-экспертной деятельности.
Достижение поставленных целей достигается путем реализации следующих задач программы:
- совершенствование статуса государственного судебного эксперта, правового положения и организации системы государственных судебно-экспертных учреждений,
- противодействия коррупционным проявлениям в сфере судебной экспертизы;
- укрепление материально-технической базы государственных судебно-экспертных учреждений;
- повышение квалификации сотрудников ГСЭУ;
- развитие международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности.

3. Описание основных задач Подпрограммы

Совершенствование статуса государственного судебного эксперта, правового положения и организации судебно-экспертной деятельности.

Разработка действенных положений по развитию законодательства
в сфере судебно-экспертной деятельности невозможна без определения правового статуса государственного судебного эксперта как в сфере собственно судебно-экспертной деятельности, так и в системе органов государственной власти Российской Федерации.

Определение места государственной судебной экспертизы в правовой системе.

При определении основных направлений статуса государственного судебного эксперта следует признать, что в России переход
на преимущественно частную систему проведения судебных экспертиз
и исследований представляется нецелесообразным. Социально-экономические особенности России, исторический опыт обуславливают необходимость сохранения и развития государственной системы судебной экспертизы по следующим причинам:
- наличие большого числа общественно значимых судебных экспертиз, связанных с уголовным судопроизводством, административными правоотношениями, выполнение которых в системе частной экспертной деятельности будет экономически невыгодным и, как следствие, указанные виды экспертиз не будут проводиться вообще, или будут проводиться поверхностно;
- невозможность передачи частным экспертам в полном объеме имеющихся библиотек образцов, методов и методик судебной экспертизы;
- отсутствие у заказчиков судебных экспертиз уверенности в уровне квалификации и объективности частных экспертов.

Таким образом, организационной основой повышения эффективности деятельности субъектов судебной экспертизы должна стать модернизированная государственная система судебно-экспертных учреждений, с участием негосударственных экспертов, уровень профессиональной квалификации которых документально подтвержден.

Оптимизация производства судебных экспертиз

Повышение эффективности производства судебных экспертиз невозможно без улучшения процедуры назначения судебных экспертиз, совершенствования законодательства, регламентирующего порядок назначения и производства экспертиз. При этом реформа законодательства не должна свестись только к исправлению технических ошибок в законе, восполнению существующих пробелов. Модернизация законодательства должна влечь за собой изменение идеологии и качества законодательного регулирования.
Существует необходимость внесения комплексных изменений
в федеральном законе «О правоохранительной службе в Российской Федерации», в федеральном законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», в УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП.

Повышение мотивации государственных судебных экспертов, устранение факторов для развития коррупции в СЭУ Минюста России.

В настоящее время остро стоит проблема мотивированности государственных судебных экспертов на своевременное и качественное выполнение экспертиз. При этом существует диссонанс между размером оплаты труда судебного эксперта и стоимостью объектов спора или объемом правонарушений. Указанный дисбаланс ведет к росту коррупционных проявлений в рамках экспертного производства, низкой конкурентоспособностью работы в ГСЭУ на рынке труда, недопустимо высокому уровню текучести кадров (особенно в наиболее перспективных направлениях), отсутствию стимулов для привлечения на должности судебных экспертов лиц, обладающих необходимой квалификацией
и навыками для профессионального и добросовестного исполнения обязанностей государственного судебного эксперта.
Пересмотра требуют нормативные акты, регулирующие уровень денежного содержания сотрудников ГСЭУ. Уровень заработной платы, регламентированный Постановлением Правительства № 925, не отвечает современным требованиям, способствует текучке кадров и, как следствие, снижению профессионального уровня работников государственных судебно-экспертных учреждений. Целесообразно установить размер заработной платы сотрудников СЭУ в соответствии с денежным содержанием работников соответствующих подразделений иных правоохранительных органов, в частности сотрудников МВД России, Следственного комитета Российской Федерации.
Необходимо устранить имеющееся различие в статусе государственных судебных экспертов различной ведомственной принадлежности. Так деятельность экспертов МВД, ФСБ, ФСКН, ФТС является государственной правоохранительной службой и соответственно указанные сотрудники обладают специальными званиями, и, как следствие, социальными льготами, в то время как государственные судебные эксперты Минюста государственными служащими не являются, несмотря на полную аналогию решаемых задач, и исполняемых обязанностей. В то же время
на государственных судебных экспертов системы Минюста России накладываются ограничения по трудовой деятельности, так например, сотрудники СЭУ Минюста не вправе осуществлять деятельность в качестве негосударственного эксперта.
В случае наделения сотрудников ГСЭУ Минюста статусом государственных служащих, основой могут стать положения федерального законодательства аналогичные норме пункт 14 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной службе Российской Федерации», в соответствии с которым по отдельным должностям может устанавливаться особый порядок оплаты труда государственных служащих, при котором оплата труда производится
в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.
Не распространяются на государственных судебных экспертов Минюста России и положения о физической защите участников судопроизводства. В своем статусе эксперты приравниваются
к потерпевшим, свидетелями и иным участникам уголовного судопроизводства и, соответственно, на них распространяются лишь положения Федерального Закона от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ
«О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
Необходимо отметить, что соответствующий Федеральный закон
«О гарантиях социальной защиты работников судебно - экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации» был принят Государственной Думой Российской Федерации 11 февраля 1998 года (Постановление от 11 февраля 1998 г. № 2161-II ГД) одобрен Советом Федерации (Постановление от 18 февраля 1998 г. № 51-СФ), но отклонен Президентом России (письмо Президента Российской Федерации
от 04.03.1998 № Пр-315). В последующие годы законопроект
не рассматривался.

Укрепление материально-технической базы ГСЭУ
Судебная экспертиза – наукоемкий вид правоохранительной деятельности. Она должна находиться в постоянном развитии и впитывать передовые достижения научно-технического прогресса темпами,
не отстающими от темпов научно-технического развития преступности. Соответственно и приборная база ГСЭУ должна находиться в актуальном состоянии. По состоянию на 01 января 2011 года изношенность основных фондов составляет 61%. Необходимо кардинальное обновление оборудования государственных судебно-экспертных учреждений уже
в первый год реализации Подпрограммы. Предполагается, что в дальнейшем ежегодно на приобретение оборудования и иных основных средств будет расходоваться не менее 20% от суммы совокупной балансовой стоимости указанных объектов по всем ГСЭУ. Замена устаревшего оборудования предполагает обновление не только аналитического, специализированного
и научного оборудования, но и компонентов оргтехники, средств связи
и автотранспорта. Приоритетной задачей является поддержка приборно-технической базы в актуальном состоянии, включая: техническое
и программное обслуживание; поверку, настройку и ремонт оборудования; обновление приборного парка; приведение в соответствие установленным нормам помещений СЭУ (в том числе по размеру площадей, техническому оснащению, охранной и пожарной безопасности, энергоэффективности)


Развитие международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности.
В рамках развития международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности необходимо:
укрепление международного сотрудничества в рамках ENFSI (Европейской ассоциации экспертных учреждений), в том числе регулярное участие и проведение тематических конференций, обмен методиками
и справочными материалами; расширение списка российских членов организации;
создание международных экспертных организаций на постсоветском пространстве в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭС и СНГ;
создание системы постоянного информационного обмена
с экспертными организациями других стран;
признание результатов судебных экспертиз, проведенных отечественными экспертами, в международной практике.
Существует необходимость в изучении зарубежного опыта в сфере судебно-экспертной деятельности, совместной подготовки специалистов, ведение общих баз справочных данных, проведении научных исследований на основе международных проектов, организации на территории Российской Федерации научно-практических семинаров и конференций, активном участии российских экспертов в аналогичных мероприятиях за рубежом.

4. Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы.

Комплексная реализация мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, позволит создать действенную систему государственных судебно-экспертных учреждений, способствующую решению приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечит основу для дальнейшего развития системы правосудия в России с учетом международных стандартов.
Реализация программы приведет к 2020 году к минимизации существующих коррупционных факторов в деятельности ГСЭУ Минюста России, увеличению количества и качества проводимых судебных экспертиз и исследований, сокращению сроков производства судебных экспертиз, разработке и внедрению новых методов и методик судебных экспертиз, эффективному использованию бюджетных средств. Также это будет способствовать повышению материального обеспечения сотрудников СЭУ, созданию условий для восстановления доверия граждан к закону и суду, противодействия правовому нигилизму.
Комплексная реализация Подпрограммы позволит создать условия для практической реализации права граждан на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, для обеспечения открытости и доступности для физических
и юридических лиц услуг в сфере судебной экспертизы, повышения эффективности государственной судебно-экспертной деятельности, улучшения качества услуг в сфере судебной экспертизы (в том числе посредством объективизации существующих методов и методик судебных экспертиз), оказываемых как государственными, так и негосударственными экспертами, решать социально-экономические задачи, создать благоприятные условия для деятельности физических и юридических лиц
в сфере судебной экспертизы.
Реализация Подпрограммы позволит увеличить основной показатель деятельности ГСЭУ – число проведенных судебных экспертиз
и исследований. Планируется, что уже к 2017 году объем проводимых судебных экспертиз и исследований в ГСЭУ Минюста составит не менее 230000 штук. Кроме того, в настоящий момент 7,5% от поступающих
для производства экспертизы материалов возвращаются заказчикам
без исполнения. Основными причинами возврата материалов являются отсутствие необходимой материально-технической базы, технических условий и соответствующих специалистов. Решение вопросов материально-технического обеспечения СЭУ, изменение нормативно-правовой базы, регулирующей порядок привлечения и оплаты труда внештатных специалистов, увеличение объемов финансирования, позволяющее использовать при производстве экспертиз техническую базу иных организаций, позволит уже в ближайшие годы значительно сократить число материалов возвращаемых без исполнения.
В свою очередь 1,2 % от объема выполненных экспертиз проводится
с превышением установленных сроков, основной причиной чего, является сверхнормативная загрузка экспертов.
Решение вопросов материально-технического обеспечения СЭУ, увеличение штатной численности, изменение нормативно-правовой базы, регулирующей порядок привлечения и оплаты труда внештатных специалистов, увеличение объемов финансирования, позволяющее использовать при производстве экспертиз техническую базу иных организаций, позволит уже в ближайшие годы значительно сократить число материалов возвращаемых без исполнения и сроков производства экспертиз.


5. Показатели деятельности государственных судебно-экспертных учреждений.

В соответствии с Приказом Минюста России от 07.10.2010 № 251
«Об утверждении перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Минюста России федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности» основными видами деятельности ГСЭУ утверждены:
- производство судебных экспертиз по уголовным делам;
- производство судебных экспертиз по гражданским, арбитражным делам, по делам об административных правонарушениях;
- производство экспертных исследований, проводимых на договорной основе.
В соответствии с утвержденными видами деятельности, а также качественными характеристиками деятельности ГСЭУ формируются показатели деятельности государственного судебно-экспертного учреждения:



Показатель Единица измерения Примечание
1. Производство судебных экспертиз по уголовным делам ед. Целесообразно рассматривать как единый показатель
2. Производство экспертиз по гражданским, арбитражным делам, по делам об административных правонарушениях ед.
3. Производство экспертных исследований ед.
4. Проведено экспертиз в срок выше установленного ед.
5. Объем средств, поступивших от производства исследований на договорной основе руб.
Кроме того, в качестве дополнительных показателей могут использоваться сведения о научно-методической работе (НИР, рецензирования, стажировки, апробации и так далее).

6. Сроки и этапы реализации Подпрограммы.
Реализацию Подпрограммы планируется осуществлять в три этапа.
На первом этапе реализации подпрограммы (2012-2013 годы) предусматривается:
- разработка и утверждение плана мероприятий по реализации Подпрограммы с указанием конкретных сроков и ответственных органов государственной власти;
- разработка и утверждение нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Подпрограммы;
- перевод должностей судебных экспертов и иных должностей судебно-экспертных учреждений в правоохранительную службу;
- формирование структуры системы государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России, в соответствии с Концепцией развития судебно-экспертных учреждений;
- укрепление материально-технической базы государственных судебно-экспертных учреждений;
- разработка норм и требований к помещениям судебно-экспертных учреждений;
- разработка и утверждение программ развития конкретных видов судебных экспертиз;
- разработка и утверждения программ развития конкретных государственных судебно-экспертных учреждений;
- разработка Технического задания и производство работ по созданию единой федеральной базы судебно-экспертных учреждений;
- расширение участия судебно-экспертных учреждений Минюста
в деятельности международных экспертных организаций.
На втором этапе (2014 -2017 годы) предусматривается:
завершение программы внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России;
завершение формирования единого федерального реестра судебных экспертиз и сертифицированных экспертов;
завершение программ технического перевооружения судебно-экспертных учреждений;
анализ проведенной работы и корректировка мероприятий, предусмотренных Подпрограммой.
На третьем этапе реализации Подпрограммы (2018-2020 годы) будут завершены мероприятия по основным направлениям Подпрограммы, осуществлена разработка документа по планированию деятельности
на следующий период.

7. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы.
Для реализации поставленных целей и решения задач Подпрограммы по совершенствованию судебно-экспертной деятельности предусмотрено выполнение комплекса следующих основных мероприятий:
1. В рамках совершенствования статуса государственного судебного эксперта, правового положения и организации государственных судебно-экспертных учреждений усилия необходимо сосредоточить на следующих направлениях:
1.1. разработка нормативных правовых актов, направленных
на реализацию положений Подпрограммы, внесение изменений
в действующее законодательство, регулирующее судебно-экспертную деятельность;
1.2. оптимизация структуры системы ГСЭУ Минюста России, реорганизация имеющихся судебно-экспертных подразделений;
1.3. увеличение штатной численности сотрудников ГСЭУ, расширение номенклатуры должностей и закрепление требований, предъявляемых
к сотрудникам ГСЭУ;
улучшение материального обеспечения сотрудников ГСЭУ, включая повышение денежного содержания, предоставление социальных льгот, улучшение жилищных условий;
Предполагается, что все сотрудники государственных судебно-экспертных учреждений должны быть переведены в категорию лиц, находящихся на правоохранительной службе, в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального Закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
В рамках правоохранительного статуса государственные судебные эксперты должны получить социальные и материальные гарантии деятельности, аналогичные гарантиям, предоставляемым в настоящее время сотрудникам органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, Федеральной таможенной службы, Следственного комитета Российской Федерации.
Целесообразно и рассмотрение вопроса о создании самостоятельной федеральной службы, к ведению которой следует также отнести
и сертифицирование (ведение реестра) экспертной деятельности негосударственных организаций.
2. В рамках решения задачи укрепления материально-технической базы ГСЭУ усилия необходимо сосредоточить на следующих направлениях:
оснащение ГСЭУ современной приборной базой, замена устаревшего
и выработавшего свой ресурс оборудования;
техническое и программное обеспечение работы приборов, поверка, настройка и ремонт оборудования;
внедрение энергосберегающих технологий;
3. Проведение вышеуказанных мероприятий невозможно без проведения соответствующего изменения и повышения квалификации сотрудников ГСЭУ.
4. В рамках решения задачи укрепления международного сотрудничества ГСЭУ, обмена новыми разработками в области судебной экспертизы в 2012-2020 годах запланировано:
прохождение аккредитации на соответствие международным стандартам исследовательских лабораторий ГСЭУ;
участие сотрудников ГСЭУ в международных конференциях
по проблемам судебной экспертизы;
расширение представительства ГСЭУ России в ENFSI (Европейской ассоциации экспертных учреждений).

8. Финансовое обеспечение Программы. Обоснование потребности в дополнительном финансировании мероприятий подпрограммы
Реализация программы потребует выделения дополнительных бюджетных средств. Текущее финансирование судебно-экспертных учреждений Минюста, предусмотренное Федеральным Законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012
и 2013 годов» в размере 1 424 426,7 тысяч рублей на каждый год не позволит в полной мере обеспечить неотложные потребности системы государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России.
Так в 2012 году необходимо дополнительное финансирование в размере 1 931 538,6 тысяч рублей, в 2013 году объем указанных средств составит 1 355 870,47 тысяч рублей. Указанный объем средств не учитывает средства на материальное стимулирование сотрудников судебно-экспертных учреждений и оплату соответствующих взносов во внебюджетные фонды.
Отсутствие достаточных средств делает невозможным:
1. выполнение норм противопожарной безопасности (Федеральный закон от 21.12.94 № 69-ФЗ, Приказов МЧС РФ № 313 от 18.06.2003, № 645
от 12.12.07, Сводов Правил о пожарной безопасности и так далее);
2. обеспечение необходимого уровня безопасности при хранении вещественных доказательств, в том числе наркотических веществ, оружия
и боеприпасов (Федеральный закон «О наркотических средствах
и психотропных веществах» от 08.01.98 № 3-ФЗ, Закон об оружии, Постановление Правительства РФ от 12.04.10 № 224 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств»);
3. обеспечение необходимого уровня охраны труда, включая проведение аттестации рабочих мест (ТК РФ, Постановление Минтруда, ГОСТ 12.04.004-90 «Система стандартов безопасности труда», Приказы Минздравсоцразвития);
4. реализацию положений законодательства о повышении энергоэффективности (Федеральный закон от 23.11.09 № 261-ФЗ);
5. исполнение норм материального оснащения подразделений судебно-экспертных учреждений (Приказ Минюста России от 15.01.03 № 15, Приказ МЮ РФ от 22.03.2000 № 95, Приказ МЮ РФ от 21.09.09 № 301);
6. исполнение норм обеспечения производственными площадями (СНиП 31-05-2003, СП 12-95, Приложение 2 к письму МЮ № 03-2382);
7. проведение аккредитации исследовательских лабораторий
по стандарту ISO 17025 в соответствии с нормативными актами Ростехрегулирования. Указанная аккредитация также служит гарантом признания экспертных заключений СЭУ Минюста России на международном уровне. Однако отсутствие необходимых средств делает невозможным
как саму процедуру прохождения аккредитации, так и соответствие технического, кадрового обеспечения нормам.
Недостаточность финансирования способствует возникновению кредиторской задолженности, в первую очередь по оплате коммунальных платежей, услуг связи, т.е. нарушению Приказа МЮ РФ от 27.12.10 № 408.
Кроме того, в результате недофинансирования становится невозможным техническое перевооружение учреждений судебной экспертизы и обеспечение производственного процесса необходимым объемом расходных материалов, комплектующих, технического сопровождения работы оборудования. Следствием этого является увеличение сроков производства экспертиз, снижение качества исследований, невозможность развития новых методик. Предполагается, что ежегодно на приобретение оборудования и иных основных средств будет расходоваться не менее 20% от суммы совокупной балансовой стоимости указанных объектов по всем ГСЭУ.
Реализация Подпрограммы невозможна без кардинальных изменений
в денежном содержании сотрудников ГСЭУ.
В целях реализации Подпрограммы и выполнения запланированных мероприятий целесообразно распространить на сотрудников ГСЭУ действия Постановления Правительства Российской Федерации № 583
с одновременным увеличением размера должностных окладов. Объем средств дополнительных средств, необходимых на указанное мероприятие составит в 2012 году 3 053 000,49 тысяч рублей, в 2013 году 3 376 539,25 тысяч рублей.
Дополнительные средства могут быть привлечены за счет производства судебных экспертиз по гражданским, арбитражным делам, делам
об административных правонарушениях, а также производства
на договорной основе исследований для физических и юридических лиц. Кроме того, планируется, что часть средств поступит от реализации программы сертификации компетентности негосударственных экспертов
и экспертных организаций.
Указанные средства предполагается направлять на дополнительное материальное стимулирование сотрудников и укрепление материально-технической базы СЭУ.
Однако в настоящий момент объем указанных средств составляет лишь 9,6% от утвержденных Лимитов бюджетных обязательств и 5,2% от объемов необходимого финансирования.
Отсутствие финансирования в объемах, предусмотренных реализацией мероприятий подпрограммы, приведет к дальнейшему сокращению объемов проведенных судебных экспертиз и увеличению доли судебных экспертиз
и исследований, проведенных с нарушением сроков.

9. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы
Объем выполненных судебных экспертиз и исследований
(в стоимостном и натуральном выражении) напрямую зависит от роста служебной нагрузки государственных судебных экспертов.
Невыполнение в определенные сроки мероприятий Программы, срыв запланированного финансирования приведет к невозможности увеличения объемов проведенных судебных экспертиз и сокращению сроков производства судебных экспертиз и исследований. Кроме того это может существенно сказаться и на качестве проводимых исследований как государственными, так и частными судебными экспертами в виду снижения квалификации и (или) материальной заинтересованности в исходе дела, то сеть увеличении коррупционных факторов.


Вернуться наверх
  Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Программа развития судебно-зкспертной деятельности до 20
СообщениеДобавлено: 13 сен 2012, 15:29 
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 мар 2012, 11:31
Сообщений: 14
Откуда: Ростов-на-Дону
Денег выделяется как всегда много, но был бы толк......, а вообще радует что к этой теме начали серьезно подходить. Еще бы повысить ответственность экспертов за их ошибки в заключениях.


Вернуться наверх
  Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Theme created StylerBB.net
Русская поддержка phpBB