Текущее время: 15 дек 2017, 22:52


Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Последняя редакция ФЗ о СЭД (15.08.12г.- Совет Федерации РФ)
СообщениеДобавлено: 01 окт 2012, 09:16 
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 мар 2012, 10:35
Сообщений: 753
Откуда: Ростов-на-Дону
Последняя редакция закона, учитывающая мнение общественности и предложения негосударственных экспертов:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(вторая редакция)
Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее - судебно-экспертная деятельность) в гражданском, арбитражном, уголовном и административном судопроизводстве.
Производство судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
аккредитация - официальное признание компетентности юридического лица (или его отдельных структурных подразделений) в сфере судебно-экспертной деятельности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
акт экспертного исследования - непроцессуальный письменный документ, составленный по результатам несудебного экспертного исследования;
заключение эксперта - письменный документ, оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, отражающий ход и результаты судебно-экспертного исследования;
медицинский стационар - медицинская организация, находящаяся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а равно отделение такой медицинской организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях;
несудебное экспертное исследование – не процессуальное действие, состоящее из проведения экспертом исследований и дачи акта по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, в целях:
- принятия решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела при проверке сообщения о совершенном или готовящемся преступлении;
- установления на договорной основе обстоятельств, представляющих интерес для юридических и физических лиц, с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
образцы для сравнительного исследования - объекты материального мира, отображающие свойства или особенности живого человека, трупа, животного, предмета, документа, материала или вещества, а также технологий, информационные массивы, системы, пробы и другие образцы, необходимые для проведения судебно-экспертного исследования и дачи заключения эксперта;
повреждение (уничтожение) объекта исследования (его части) - изменение свойств и состояния объекта в результате применения физических, химических, биологических методов при проведении исследований;
проба - представительная часть образца, характеризующая материальный объект судебно-экспертного исследования;
психиатрический стационар - медицинская организация находящаяся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а равно психиатрическое отделение такой медицинской организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях;
руководитель судебно-экспертного учреждения (далее также - руководитель) - директор или начальник (заведующий) государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения), руководитель негосударственного судебно-экспертного учреждения, осуществляющий функцию руководства при организации судебно-экспертной деятельности в соответствующем учреждении или подразделении;
сертификат компетентности судебного эксперта - документ, выдаваемый физическому лицу в порядке, установленным уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, подтверждающий квалификацию лица на проведение судебно-экспертных исследований;
сертификация компетентности судебного эксперта - установление соответствия компетентности физического лица требованиям, предъявляемым при проведении определенного вида судебно-экспертных исследований, и определения его возможностей надлежащим образом осуществлять конкретные действия при производстве судебной экспертизы;
сертификация методического обеспечения судебной экспертизы - подтверждение путем валидации соответствия методического обеспечения требованиям, предъявляемым к специфическому целевому использованию методик, методов и средств в области судебной экспертизы;
специальность судебного эксперта - комплекс знаний, умений и навьпсов, приобретенных лицом, имеющим профессиональное образование, путем целенаправленной подготовки в целях исследования объектов экспертизы определенного рода, вида и подвида (предметная специализация) или применения методов исследования объектов этой экспертизы (методная специализация);
специальные знания - система теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки, техники, искусства или ремесла, приобретаемые путем специальной подготовки и/или профессионального опыта;
судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, дознавателем, следователем, органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу;
судебно-психиатрический экспертный стационар - психиатрический стационар, специально предназначенный для производства судебно-психиатрической экспертизы;
судебный эксперт - лицо, соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации, которому органом (лицом), ведущим уголовный процесс, судом, органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в порядке, установленном законом, поручено производство судебной экспертизы;
судопроизводство - регулируемая процессуальным законодательством Российской Федерации деятельность суда или судьи в ходе судебного разбирательства гражданских, арбитражных, административных и уголовных дел, а также деятельность органа дознания, дознавателя, следователя, при возбуждении уголовного дела, проведении дознания и предварительного следствия.
Статья 2. Судебно-экспертная деятельность
Судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства судебно-экспертными учреждениями (подразделениями) и судебными экспертами (далее также - эксперт), состоит в производстве и организации судебной экспертизы.
Статья 3. Правовая основа судебно-экспертйой деятельности
Правовой основой судебно-экспертной деятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Таможенного союза, законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и Следственного Комитета Российской Федерации, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.
Если международным договором, ратифицированным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судебной экспертизе, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статья 4. Задача судебно-экспертной деятельности
Задачей судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям, органам (должностным лицам), в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
Статья 5. Содержание судебно-экспертной деятельности
Содержание судебно-экспертной деятельности включает:
производство судебной экспертизы по уголовным, гражданским, арбитражным делам и делам об административных правонарушениях;
организацию научных исследований в области судебной экспертизы, научно- методического и информационного обеспечения судебной экспертизы, подбора, профессиональной подготовки и повышения квалификации судебных экспертов.
Статья 6. Принципы судебно-экспертной деятельности
Судебно-экспертная деятельность основывается на принципах: соблюдения законности;
соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица;
независимости судебного эксперта;
объективности, всесторонности и полноты судебно-экспертных исследований; допустимости использования научно-технических средств и методов при проведении судебно-экспертных исследований;
соблюдения профессиональной этики судебного эксперта.
Статья 7. Соблюдение законности при осуществлении судебно-экспертной деятельности
Судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, составляющих правовую основу этой деятельности.
Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица при осуществлении судебно-экспертной деятельности
Судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Судебно-экспертные исследования (далее - исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.
Лицо, полагающее, что действия (бездействие) судебно-экспертного учреждения (подразделения) или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Независимость судебного эксперта
При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями. Эксперт самостоятелен в выборе средств и методов исследования, допустимость которых определяется законодательством Российской Федерации.
Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, дознавателей, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого- либо из участников процесса или в интересах других лиц.
Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Объективность, всесторонность и полнота экспертных исследований. Допустимость использования научно-технических средств и методов при проведении судебно-экспертных исследований
Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в объеме, достаточном для дачи заключения.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Применение при производстве экспертных исследований методик, методов и средств допускается, если они отвечают конституционным принципам законности и нравственным
критериям общества, научно обоснованы, валидированы или прошли сертификацию методического обеспечения судебной экспертизы.
Статья 101. Соблюдение профессиональной этики судебного эксперта
Эксперт добровольно возлагает на себя обязательства неуклонно выполнять этические нормы, правила профессионального поведения и взаимоотношений экспертов для достойного выполнения своего профессионального долга.
Статья 11. Объекты исследований
Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, пробы и образцы для сравнительного исследования, технологии, информационные массивы, системы, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.
Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далее также - лицо).
При проведении исследований объекты с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.
Повреждение объектов исследования, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику судебно-экспертным учреждением или экспертом.
В случае, если транспортировка объекта исследований в судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.
Статья 12. Судебно-экспертные учреждения
Государственными судебно-экспертными учреждениями являются
специализированные учреждения (подразделения) федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, дознавателей, следователей, opi'aHUB (должностных лиц), в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, посредством организации и производства судебной экспертизы.
Негосударственными судебно-экспертными учреждениями являются некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.
В штате судебно-экспертного учреждения (подразделения) должно состоять не менее пяти сотрудников, для которых данное место работы является основным, и уровень квалификации которых подтвержден сертификатом компетентности, выданным в установленном порядке. Данные учреждения для участия в судебно-экспертной деятельности подлежат аккредитации на соответствие национальным стандартам качества в сфере судебной экспертизы, осуществляемой в порядке, установленном уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти.
Государственные и негосударственные судебно-экспертные учреждения (подразделения) создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Деятельность судебно-экспертных учреждений (подразделений) по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом,
процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Судебно-экспертные учреждения (подразделения) одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основах теории судебной экспертизы, единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
Государственные судебно-экспертные учреждения (подразделения) производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными учреждениями.
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений) по организации и производству судебных экспертиз и экспертных исследований лицензированию не подлежит.
Государственные судебно-экспертные учреждения (подразделения) в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении (подразделении), обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы и расходных материалов, либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями (подразделениями), обслуживающими другие территории.
Для проведения некоторых видов экспертиз, выходящих за рамки специальностей судебного эксперта, и не проводимых судебно-экспертными учреждениями (подразделениями), по решению лица или органа, которые назначили судебную экспертизу, могут привлекаться в качестве судебных экспертов также другие сведущие лица из соответствующих областей знаний.
Деятельность судебно-экспертных учреждений (подразделений) по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 13. Судебный эксперт
В качестве судебного эксперта может выступать государственный судебный эксперт, негосударственный судебный эксперт, или другое физическое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями.
Государственным судебным экспертом является работник (сотрудник) государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения), сертифицированный для производства судебной экспертизы в порядке исполнения своих должностных обязанностей.
Негосударственный судебный эксперт является работником негосударственного судебно-экспертного учреждения, при условии, что он имеет соответствующее высшее профессиональное образование, прошел соответствующую специальную подготовку и получил сертификат компетентности судебного эксперта по определенной специальности в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Иное физическое лицо, обладающее специальными знаниями и привлеченное для участия в деле в качестве судебного эксперта, не состоящее в штате какого-либо судебно¬экспертного учреждения, производит судебную экспертизу в порядке выполнения поручения
органа (лица), ее назначившего. При этом он исполняет обязанности и имеет права, установленные настоящим законом и соответствующим процессуальным законодательством.
Не могут привлекаться в качестве судебного эксперта лица, признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, а также лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленных преступлений. Иные обстоятельства, исключающие участие лица в качестве судебного эксперта, предусматриваются процессуальным законодательством.
В течение трех лет со дня соответствующего юридического факта судебным экспертом не может быть лицо:
судимость которого погашена или снята в установленном законом порядке;
освобожденное от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение умышленного преступления;
уволенное по отрицательным мотивам с государственной службы, из органов прокуратуры, иных правоохранительных органов, судов, органов судебной экспертизы;
лишенное сертификата компетентности на проведение судебно-экспертных исследований;
действие сертификата компетентности на проведение судебно-экспертных исследований которого прекращено по основаниям, предусмотренным статьей 18 настоящего Закона.
Судебный эксперт участвует в исследовании обстоятельств дела только по вопросам, относящимся к предмету порученной ему судебной экспертизы и имеющим значение для дачи заключения.
Органы дознания, предварительного следствия и суд в судебном разбирательстве, органы (должностные лица), в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, вправе обращаться к судебному эксперту только в связи с порученной ему судебной экспертизой и данным им заключением.
Судебный эксперт может быть допрошен только по данному им заключению и лично проведенным исследованиям. Запрещается допрос судебного эксперта до дачи им заключения.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ведет государственный реестр судебных экспертов, не являющихся работниками (сотрудниками) государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений).
Аккредитация негосударственных судебно-экспертных учреждений осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 14. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту
Экспертом может быть физическое лицо, обладающее специальными знаниями. В случае привлечения для участия в деле в качестве судебного эксперта лица, обладающего специальными знаниями, но не работающего в судебно-экспертном учреждении и не имеющего сертификата компетентности судебного эксперта, достаточность его профессиональной подготовки определяет орган (лицо), назначивший экспертизу.
Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях (подразделениях) может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую специальную подготовку по конкретной экспертной специальности. Должность эксперта в экспертных подразделениях в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование.
Должность эксперта в негосударственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и навыки работы по конкретной экспертной специальности. Определение уровня профессиональной подготовки экспертов осуществляется при проведении сертификации их компетентности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и сертификация их компетентности осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями не реже, чем раз в пять лет.
Статья 15. Сертификация компетентности государственного судебного эксперта
Сертификация компетентности государственного судебного эксперта - установление соответствия его компетентности требованиям, предъявляемым при производстве определенного вида судебной экспертизы; осуществляется путем сдачи им квалификационного экзамена с выдачей сертификата компетентности.
Прием квалификационных экзаменов и выдача (лишение) сертификата компетентности по определенной специальности осуществляются экспертно¬квалификационными комиссиями, создаваемыми в порядке, установленным федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации.
Порядок проведения сертификации государственных судебных экспертов, в том числе внеочередной, а также порядок деятельности и состав экспертно-квалификационных комиссий определяются соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации.
Статья 16. Сертификация компетентности судебного эксперта, не являющегося работником государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения)
Судебные эксперты, не являющиеся работниками государственных судебно¬экспертных учреждений (подразделений), осуществляющие судебно-экспертную деятельность, в целях определения уровня их профессиональной подготовки не реже, чем раз в пять лет проходят сертификацию компетентности, проводимую экспертно¬квалификационными комиссиями, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При возникновении обоснованных сомнений в надлежащем уровне профессиональной подготовки судебного эксперта проводится его внеочередная сертификация.
Статья 17. Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче сертификата компетентности судебного эксперта, не являющегося работником государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения)
Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче сертификата компетентности судебного эксперта, не являющегося работником государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения) устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 18. Приостановление, прекращение действия и лишение сертификата компетентности судебного эксперта, не являющегося работником государственного судебно¬экспертного учреждения (подразделения)
Порядок и условия приостановления, прекращения действия и лишения сертификата компетентности судебного эксперта, не являющегося работником государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения), устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Прекращение действия сертификата компетентности судебного эксперта осуществляется в случаях:
неоднократного нарушения лицом законодательства Российской Федерации при осуществлении судебно-экспертной деятельности;
невозможности исполнения лицом обязанностей судебного эксперта вследствие недостаточного уровня профессиональной подготовки, подтвержденного результатами его сертификации;
уклонения лица от прохождения сертификации;
признания лица по вступившему в законную силу решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным, умершим либо безвестно отсутствующим; утраты лицом гражданства Российской Федерации;
освобождения лица от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение умышленного преступления;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица. Сведения о приостановлении, прекращении действия и лишении сертификата компетентности судебного эксперта вносятся в государственный реестр судебных экспертов.
Статья 19. Государственный реестр судебных экспертов, не являющихся работниками (сотрудниками) государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений)
Сведения о судебных экспертах, получивших в установленном порядке сертификат компетентности судебного эксперта, вносятся в Государственный реестр судебных экспертов, цели и порядок формирования и использования которого устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Орган, ведущий уголовный, гражданский, арбитражный процесс, суд, орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, руководитель негосударственного судебно-экспертного учреждения поручает ее производство судебному эксперту, сведения о котором внесены в Государственный реестр судебных экспертов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона.
Глава II. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭКСПЕРТА СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ)
Статья 20. Обязанности руководителя судебно-экспертного учреждения (подразделения)
Руководитель судебно-экспертного учреждения (подразделения) обязан: по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения (подразделения), которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;
разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права; по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;
по окончании исследований направить заключение эксперта, возвратить объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;
обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;
не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:
наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;
соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии; сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.
Руководитель не вправе:
истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;
самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;
давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе;
сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших.
Статья 21. Права руководителя судебно-экспертного учреждения (подразделения)
Руководитель вправе:
возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы, расходных материалов либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;
самостоятельно принимать решение о проведении комплексной экспертизы, в одном учреждении, по представленным в соответствии с постановлением (определением) о назначении экспертизы материалам, организовать ее производство;
ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;
ходатайствовать перед органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, о привлечении судебного эксперта иностранного государства;
организовывать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;
передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю или работнику (сотруднику) структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет;
требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с:
1) компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данным учреждением;
2) транспортировкой объектов после их исследования, за исключением почтовых расходов;
3) хранением объектов исследований в государственном судебно-экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
4) ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данное учреждение объектов повышенной опасности, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили руководителю об известных им специальных правилах обращения с указанными объектами или они были в ненадлежащей упаковке;
5) командированием эксперта к месту расположения недвижимого или нетранспортабельного объекта, подлежащего исследованию.
Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения вправе принимать решение о проведении на договорной основе несудебных экспертных исследований по вопросам, представляющим интерес для юридических и физических лиц, с учетом ограничений, предусмотренных организационно-финансовой формой учреждения и законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Обязанности эксперта
Эксперт обязан:
принять к производству порученную ему руководителем соответствующего судебно-экспертного учреждения (подразделения) судебную экспертизу;
провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;
составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;
не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела. Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Эксперт не вправе:
вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
самостоятельно собирать для производства судебной экспертизы доказательства; сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением руководителя, органа или лица, ее назначивших;
уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.
Государственный судебный эксперт также не вправе:
принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких- либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения);
осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта.
Эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение (подразделение) не вправе отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения. Оплата судебной экспертизы производится в соответствии с процессуальным законодательством.
Статья 23. Права эксперта
Эксперт вправе:
ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения) о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;
делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;
обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.
Независимо от вида судопроизводства судебный эксперт имеет право:
знакомиться с материалами дела, касающиеся предмета судебной экспертизы, и подавать ходатайство о предоставлении дополнительных материалов;
указывать в заключении эксперта на выявленные в ходе проведения судебной экспертизы факты, имеющие значение для дела и по поводу которых ему не были поставлены вопросы;
с разрешения лица или органа, которые назначили судебную экспертизу, присутствовать при проведении следственных или судебных действий и заявлять ходатайства, касающиеся предмета судебной экспертизы;
подавать жалобы на действия лица, в производстве которого находится дело, если эти действия нарушают права судебного эксперта.
По поручению руководителя государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения) государственный судебный эксперт вправе проводить на договорной основе несудебные экспертные исследования по вопросам, представляющим интерес для юридических и физических лиц, с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы
Судебно-экспертному учреждению (подразделению) не может быть поручено производство судебной экспертизы, а в случаях, когда указанное производство начато, оно немедленно прекращается, если установлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения.
Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.
В производстве судебной экспертизы в отношении живого лица не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь. Указанное ограничение действует также при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственного обследования лица.
Глава III. ПРОИЗВОДСТВО СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Статья 25. Основания производства судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении (подразделении)
Основаниями производства судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении (подразделении) являются определение суда, постановления судьи, дознавателя, следователя, определение органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об
административном правонарушении. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.
Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представляют объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.
Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, получают образцы для сравнительного исследования и приобщают' их к делу в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации. В необходимых случаях получение образцов осуществляется с участием эксперта, которому поручено производство судебной экспертизы, или специалиста.
В случае, если получение образцов является частью исследований и осуществляется экспертом с использованием представленных на судебную экспертизу объектов, после завершения судебной экспертизы образцы направляются в орган или лицу, которые ее назначили, либо определенное время хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении (подразделении).
Особенности производства судебной экспертизы в государственном судебно¬экспертном учреждении в отношении живых лиц определяются главой IV настоящего Федерального закона.
Статья 26. Производство дополнительной и повторной судебных экспертиз
Дополнительная судебная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения, а так же при возникновении дополнительных вопросов в отношении ранее исследованных объектов и поручается тому же или другому эксперту.
Повторная судебная экспертиза назначается в связи с возникшими у суда, судьи, дознавателя, следователя, органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения (по тем же вопросам в отношении тех же объектов и сравнительных материалов), и поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
Статья 27. Производство комиссионной судебной экспертизы
Комиссионная судебная экспертиза производится несколькими, но не менее чем двумя экспертами одной экспертной специальности.
Комиссионный характер экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившим, либо руководителем судебно-экспертного учреждения.
Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.
В составе комиссии судебных экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы, каждый эксперт проводит исследования в полном объеме с последующим совместным анализом полученных результатов.
Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дачи заключения. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение.
Статья 28. Производство комплексной судебной экспертизы
Комплексная судебная экспертиза назначается в случаях, когда установление обстоятельств, имеющих значение для дела, возможно лишь путем проведения нескольких исследований с использованием разных отраслей знаний.
Организация и производство комплексной судебной экспертизы возлагаются на руководителя судебно-экспертного учреждения (подразделения) либо на руководителей
нескольких судебно-экспертных учреждений (подразделений). Ведущее судебно¬экспертное учреждение (подразделение) определяется органом (лицом) назначившим экспертизу.
Руководитель экспертного учреждения (подразделения) вправе также самостоятельно принять решение о проведении комплексной экспертизы (в одном учреждении) по представленным в соответствии с постановлением, определением о назначении экспертизы и материалам, организовать ее производство.
При производстве комплексной судебной экспертизы экспертами разных специальностей каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность. Один из экспертов указанной комиссии может выполнять роль эксперта-организатора; его процессуальные функции не отличаются от функций остальных экспертов.
Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении.
В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них вправе дать отдельное заключение по всем или некоторым вопросам, вызвавшим разногласия, если он обладает достаточными знаниями, необходимыми для комплексного исследования.
Если эксперт обладает достаточными знаниями, необходимыми для комплексного исследования, он вправе дать единое заключение по исследуемым им вопросам.
Статья 29. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении (подразделении)
При производстве судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении (подразделении) могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации.
Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы.
При составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается.
В случае, если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.
Особенности присутствия участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц определяются главой IV настоящего Федерального закона.
Статья 30. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание
На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью судебно-экспертного учреждения.
В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:
дата, время и место производства судебной экспертизы;
основания производства судебной экспертизы; сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу; сведения о государственном судебно-экспертном учреждении (подразделении), об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, наличие сертификата компетентности, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;
сведения о негосударственном судебно1экспертном учреждении, в т.ч. наличии аттестата аккредитации, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность, наличие сертификата компетентности), которым поручено производство судебной экспертизы;
сведения об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), обладающему необходимыми специальными знаниями и которому поручено производство судебной экспертизы;
сведения о предупреждении эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заверенные его подписью;
вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов; объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;
сведения об образцах или пробах, полученных в ходе исследования, в том числе в ходе экспертного осмотра по месту нахождения объекта исследования;
сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
ход, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении (подразделении). По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.

Глава IV. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ЖИВЫХ ЛИЦ

Глава V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ)
Статья 42. Финансовое обеспечение деятельности судебно-экспертных учреждений (подразделений)
Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации, финансируется за счет средств федерального бюджета в соответствии с установленной организационно-финансовой формой и иных источников, не запрещенных законодательством.
Производство судебных экспертиз федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями сверх установленного государственного задания включается в состав судебных издержек и производится по постановлениям (определениям) судов и правоохранительных органов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, государственных и общественных внебюджетных фондов, а также за счет органа (лица), назначившего экспертизу или ходатайствующего об ее назначении.
Государственные судебно-экспертные учреждения в соответствии с установленной организационно-финансовой формой вправе проводить на договорной основе:
несудебные экспертные исследования для физических и юридических лиц; судебные экспертизы по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях;
научные исследования в области судебной экспертизы; научно-методическое и информационное обеспечение судебной экспертизы; профессиональную подготовку и повышение квалификации судебных экспертов; сертификацию компетентности судебных экспертов, методического обеспечения судебной экспертизы.
Размер оплаты и порядок расходования указанных средств определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Оплата стоимости судебных экспертиз, проводимых иными судебно-экспертными учреждениями и судебными экспертами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 43. Организационное и научно-методическое обеспечение деятельности судебно-экспертных учреждений (подразделений)
Организационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений) осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации.
Научно-методическое обеспечение производства судебных экспертиз, а также профессиональная подготовка и повышение квалификации судебных экспертов возлагаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации на государственные судебно-экспертные учреждения из числа указанных в частях первой и второй статьи 12 настоящего Федерального закона.
Для рассмотрения наиболее важных вопросов развития судебной экспертизы, имеющих межведомственный характер, реализации мер по обеспечению единого научно- методического подхода создается Межведомственная комиссия при Правительстве Российской Федерации по проблемам судебной экспертизы. Порядок формирования и деятельности Комиссии определяется Правительством Российской Федерации
Статья 44. Информационное обеспечение деятельности государственных судебно¬экспертных учреждений (подразделений)
Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности обязаны безвозмездно предоставлять по запросам руководителей государственных судебно- экспертных учреждений (подразделений) информацию, необходимую для проведения судебных экспертиз, образцы или каталоги своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства судебной экспертизы, для создания и обновления методической и нормативной базы судебной экспертизы. При этом государственные судебно-экспертные учреждения (подразделения) обеспечивают неразглашение полученных сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Государственное судебно-экспертное учреждение (подразделение) вправе ходатайствовать перед судом, судьей, органом дознания, дознавателем, следователем, органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, о получении по окончании производства по делам предметов, являвшихся вещественными доказательствами, для использования в экспертной, научной и учебно-методической деятельности.
Статья 45. Кадровое обеспечение деятельности судебно-экспертных учреждений (подразделений)
Подготовка работников (сотрудников) для государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений), которые проводят судебные экспертизы, осуществляется образовательными учреждениями высшего профессионального образования; специальная подготовка и повышение квалификации проводится в порядке, установленным федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации.
Специалисты, которые не являются работниками (сотрудниками) государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений), проходят специальную подготовку по соответствующей экспертной специальности в государственных судебно-экспертных учреждениях уполномоченного федерального органа исполнительной власти с учетом ограничений, предусмотренных законом.
Лица, которые не являются работниками государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений) и получили сертификат компетентности судебного эксперта, не реже, чем раз в пять лет должны подтвердить свою квалификацию в государственных
судебно-экспертных учреждениях уполномоченного Федерального органа исполнительной власти.
Изучение потребностей в подготовке, специализации и повышении квалификации экспертов, а также разработка предложений по удовлетворению этих потребностей осуществляются федеральными органами исполнительной власти, к сфере управления которых относятся государственные судебно-экспертные учреждения, Следственным комитетом Российской Федерации.
Статья 46. Охрана государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений)
Охрана государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений) обеспечивается руководителем органа исполнительной власти, к сфере управления которого относится данное учреждение; их руководителями и финансируется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Глава VI. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 47. Международное сотрудничество в области судебно-экспертной деятельности
Судебно-экспертные учреждения (подразделения) вправе в соответствии с законом устанавливать международные связи с органами и службами иностранных государств, осуществляющими судебно-экспертную деятельность, с целью проведения совместных научных исследований, обмена научной и методической информацией, профессиональной подготовки и повышения квалификации судебных экспертов.
Статья 48. Проведение судебной экспертизы по поручению компетентного органа иностранного государства
Судебная экспертиза может проводиться по поручению компетентного органа иностранного государства, с которым Российская Федерация имеет международный договор. В этих случаях применяется законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором, ратифицированным Российской Федерацией.
Оплата стоимости судебной экспертизы осуществляется по договоренности между заказчиком и исполнителем судебной экспертизы
Статья 49. Проведение судебной экспертизы с привлечением судебных экспертов иностранного государства
Орган (лицо), назначивший судебную экспертизу, вправе ходатайствовать о привлечении специалистов иностранных государств в области судебной экспертизы в порядке, установленном законом, по собственной инициативе либо по ходатайству руководителя судебно-экспертного учреждения (подразделения).
Проведение судебной экспертизы с участием судебных экспертов иностранных государств осуществляется в порядке, установленном Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами Российской Федерации и Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, а также настоящим Законом.
Плата иностранным специалистам за участие в судебной экспертизе и возмещение других расходов, связанных с ее проведением, осуществляется по договоренности сторон.
Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 50. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности
Нарушение законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности влечет ответственность, установленную законом.
Статья 51. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Поручить Правительству Российской Федерации обеспечить приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 52. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации


Вернуться наверх
  Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Последняя редакция ФЗ о СЭД (15.08.12г.- Совет Федерации
СообщениеДобавлено: 01 окт 2012, 17:14 
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 мар 2012, 11:31
Сообщений: 14
Откуда: Ростов-на-Дону
"Судебные эксперты, не являющиеся работниками государственных судебно¬экспертных учреждений (подразделений), осуществляющие судебно-экспертную деятельность, в целях определения уровня их профессиональной подготовки не реже, чем раз в пять лет проходят сертификацию компетентности, проводимую экспертно¬квалификационными комиссиями, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти."

И Статья
16. "Сертификация компетентности судебного эксперта, не являющегося работником государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения)
Судебные эксперты, не являющиеся работниками государственных судебно¬экспертных учреждений (подразделений), осуществляющие судебно-экспертную деятельность, в целях определения уровня их профессиональной подготовки не реже, чем раз в пять лет проходят сертификацию компетентности, проводимую экспертно¬квалификационными комиссиями, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При возникновении обоснованных сомнений в надлежащем уровне профессиональной подготовки судебного эксперта проводится его внеочередная сертификация."

Наконец-то ясно становиться о подготовке судебного эксперта, да и есть кому на эксперта жаловаться, а то обратился к одному ИП-шнику, он суперавтотехник.. суд проиграл, иду в его экспертную организацию, а там говорят он у нас был временно по найму... телефон его не знаем, сделать ничего не можем.....Он работает так в 5-ти организациях - куда позовут. Теперь в штате... есть с кого спросить - с директора, если что.... и вызвать можно в суд, чтоб отчитался за свои труды...

"Негосударственный судебный эксперт является работником негосударственного судебно-экспертного учреждения, при условии, что он имеет соответствующее высшее профессиональное образование, прошел соответствующую специальную подготовку и получил сертификат компетентности судебного эксперта по определенной специальности в порядке, предусмотренном настоящим Законом."


Вернуться наверх
  Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Последняя редакция ФЗ о СЭД (15.08.12г.- Совет Федерации
СообщениеДобавлено: 01 окт 2012, 17:16 
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 мар 2012, 11:31
Сообщений: 14
Откуда: Ростов-на-Дону
"Судебные эксперты, не являющиеся работниками государственных судебно¬экспертных учреждений (подразделений), осуществляющие судебно-экспертную деятельность, в целях определения уровня их профессиональной подготовки не реже, чем раз в пять лет проходят сертификацию компетентности, проводимую экспертно¬квалификационными комиссиями, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти."

И Статья
16. "Сертификация компетентности судебного эксперта, не являющегося работником государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения)
Судебные эксперты, не являющиеся работниками государственных судебно¬экспертных учреждений (подразделений), осуществляющие судебно-экспертную деятельность, в целях определения уровня их профессиональной подготовки не реже, чем раз в пять лет проходят сертификацию компетентности, проводимую экспертно¬квалификационными комиссиями, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При возникновении обоснованных сомнений в надлежащем уровне профессиональной подготовки судебного эксперта проводится его внеочередная сертификация."

Наконец-то ясно становиться о подготовке судебного эксперта, да и есть кому на эксперта жаловаться, а то обратился к одному ИП-шнику, он суперавтотехник.. суд проиграл, иду в его экспертную организацию, а там говорят он у нас был временно по найму... телефон его не знаем :geek: , сделать ничего не можем.....Он работает так в 5-ти организациях - куда позовут :x .
Теперь в штате... есть с кого спросить - с директора, если что.... и вызвать можно в суд, чтоб отчитался за свои труды... :D

"Негосударственный судебный эксперт является работником негосударственного судебно-экспертного учреждения, при условии, что он имеет соответствующее высшее профессиональное образование, прошел соответствующую специальную подготовку и получил сертификат компетентности судебного эксперта по определенной специальности в порядке, предусмотренном настоящим Законом."


Вернуться наверх
  Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Последняя редакция ФЗ о СЭД (15.08.12г.- Совет Федерации
СообщениеДобавлено: 05 окт 2012, 11:24 

Зарегистрирован: 01 окт 2012, 11:58
Сообщений: 1
Добрый день!
Меня давно интересует тема реформы судебно-экспертной деятельности. Увидел на Вашем сайте приглашение к обсуждению данного вопроса, и, с Вашего разрешения, хотел бы опубликовать здесь выдержки из своей статьи «Государственное регулирование судебно-экспертной деятельности: актуальные проблемы»:

Необходимость реформы судебно-экспертной деятельности уже давно назрела и не вызывает сомнений в профессиональных кругах. Экспертным сообществом предлагаются различные решения в области регулирования деятельности негосударственных судебных экспертов и контроля их подготовки.

Одним из вариантов, предлагаемых экспертным сообществом, является введение саморегулирования. В таком варианте, как представляется автору, вопросов больше, чем ответов (взять хотя бы проблемы, известные специалистам в строительной и оценочной сферах деятельности), однако более подробно хотелось бы остановиться на варианте государственного регулирования, изложенной в <«О государственной судебно-экспертной деятельности»> законопроекте.

Первое прочтение предложенного законопроекта вызывает недоумение. С одной стороны – налицо попытка систематизации и регламентирования доселе практически неконтролируемой деятельности негосударственных экспертов. С другой – признаки излишнего регулирования и монополизации этой деятельности государством. Необходимо отметить, что и в настоящее время не существует единого регулятора в судебно-экспертной деятельности, единой методической базы, системы подготовки экспертов и, если можно так выразиться, «межэкспертного» профессионального общения. Попытки саморегулирования (в хорошем смысле) видны со стороны НП «Палата судебных экспертов». Однако, и в настоящий период времени, если негосударственное экспертное учреждение не заботится само о создании и совершенствовании методической базы, найти, а значит и аргументированно сослаться на общепризнанные методики в отдельных родах экспертиз довольно сложно.

Существует, также, ряд других серьёзных проблем. Что же предлагает сообществу законопроект? Создаётся впечатление, что данный его вариант писан «на коленке». Почему – попробуем разобраться, комментируя отдельные положения и термины. Автор не претендует на истину в последней инстанции, а лишь задаёт себе вопросы, ответов на которых не находит в тексте давно назревшего и ожидаемого документа. Итак:

«несудебное экспертное исследование – не процессуальное действие, состоящее из проведения экспертом исследований и дачи акта по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, в целях:
- принятия решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела при проверке сообщения о совершенном или готовящемся преступлении»
Возникает вопрос – почему на основании не процессуального документа принимаются процессуальные решения? С одной стороны, запрета на использование таким образом названного документа нет. С другой, как показывает практика, зачастую не судебные исследования могут быть исключены из числа доказательств по тем мотивам, что специалист не предупреждался об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, что может повлечь необходимость повторного, уже судебного экспертного исследования тех же вопросов. Кроме того, для принятия решения об отказе или возбуждении согласно действующему законодательству достаточно сообщения, а данная норма излишне бюрократизирует указанную процедуру и, тем самым, создаёт почву для злоупотребления (например, гражданин сообщает о том, что причинили вред его здоровью, а ответственное за принятие решения лицо требует от него дополнительно не судебное исследование в подтверждение его заявления). Таким образом, указанная норма вступает в противоречие с действующим законодательством.

Приводимые ниже формулировки не содержат специальных норм, а отсылают к действующему законодательству, т.е. предполагают дополнительное принятие неких НПА, регламентирующих данные вопросы. Как показывает практика, множество таких отсылок в других законодательных актах так и остаются декларативными. В данном контексте эти нормы никакой смысловой нагрузки не несут, превращаясь из дополнительной защиты прав тех или иных лиц в их видимость. Автору представляется необходимым вносить поправки в законодательство, направленные на реализацию указанных норм единым пакетом с настоящим законопроектом:

«Лицо, полагающее, что действия (бездействие) судебно-экспертного учреждения (подразделения) или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

«Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Совершенно невероятные требования содержаться в абз. 1 ст. 9 рассматриваемого закона:

«Эксперт самостоятелен в выборе средств и методов исследования, допустимость которых определяется законодательством Российской Федерации».

Иными словами, каждая методика должна быть законодательно утверждена? Допустимость использования, например, измерительных приборов или, скажем, органолептического метода, должны быть прописаны в документе, имеющем статус закона? Это, несомненно, нонсенс…

В рассматриваемом документе есть ряд формальных недоработок, которые, с точки зрения автора статьи, не имеют права на существование, поскольку целью проекта является в т.ч. и регламентация, а никак ни внесение путаницы в термины. Так, например, в ст.10 содержится словосочетание «судебно-экспертное исследование», в то время как из общей части следует, что «исследование» применимо тогда, когда идёт речь о его не судебном порядке.

Та же статья содержит следующую норму:
«Применение при производстве экспертных исследований методик, методов и средств допускается, если они отвечают конституционным принципам законности и нравственным критериям общества, научно обоснованы, валидированы или прошли сертификацию методического обеспечения судебной экспертизы».

В связи с данной трактовкой неизбежно возникает вопрос, а что делать экспертам, например, при определении стоимости предметов искусства? Или как оценить валидность методики по определению вреда здоровью от применения медицинских препаратов или методов лечения, не имеющих достаточной клинической истории? Нет двух специалистов, имеющих одни и те же взгляды на подобные вопросы. Достаточно вспомнить громкое дело с удостоверением подлинности шедевров живописи. И дело тут даже не в умысле, а в возможном добросовестном заблуждении эксперта, и, как следствие, отсутствии той самой валидности, позволяющей двум разным экспертам прийти к одинаковым выводам. А в вопросах оценки художественной ценности или стоимости и подавно. Таким образом, целый ряд экспертиз, исходя из смысла настоящей статьи, просто не могут проводиться.

Исходя из тех же мотивов, абзац 2 той же статьи целесообразно изложить в такой редакции:
«Заключение эксперта, как правило, должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных».
Кроме того, такая редакция позволит избежать проблем с обоснованием результатов экспертизы в случае, когда, например, объект экспертизы в ходе её проведения полностью уничтожен.

Абзац 5 ст. 12 предлагает:
«Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными учреждениями».
Возникает логический вопрос – почему? С одной стороны, только тот факт, что эксперт государственный, никак не характеризует уровень его профессионализма. Авторы законопроекта могут возразить, что не всякое негосударственное учреждение обладает необходимой материально-технической базой. Да, не каждое, как и не каждое государственное. К тому же этот вопрос регламентируется в данном законопроекте сертификацией лабораторий. Получается парадокс – атомная энергетика, строительство секретных образцов вооружений, авиационные перевозки и многие не менее жизненно важные для государства сферы могут находиться в частных руках, а экспертная деятельность – нет. Но не это самое страшное. Хуже вот что. Зачастую, при доказывании причастности к преступлениям тех или иных лиц соответствующие экспертизы поручаются ведомственным лабораториям, т.е. того же ведомства, в котором и происходят процессуальные действия. А это достаточно закрытый мир. Кроме того, часто (пусть и далеко не всегда) возникают подозрения в отсутствии определённой ангажированности таких исследований. Устанавливая ограничения по видам проводимых экспертиз в НЭУ и делая отдельные из них безальтернативными мы можем лишить граждан права на защиту своих интересов, или, как минимум, сильно их в этих правах ограничить.

Также вопросы вызывает достаточно спорное положение той же статьи:

«Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений (подразделений) по организации и производству судебных экспертиз и экспертных исследований лицензированию не подлежит».
Интересно понять, почему статус государственного придаёт эксперту или учреждению некую исключительность? Почему законопроект устанавливает столь неравные требования исходя только из организационно-правовой формы? Достаточно сказать, что квалифицированный негосударственный эксперт зарабатывает в разы больше своего государственного коллеги, а оборотные средства, являющиеся источником совершенствования материально-технической и научной базы, как минимум сопоставимы. Отсюда вопрос – где работа для эксперта более привлекательна, и не скрывается ли за желанием поставить государственные учреждения и их сотрудников в исключительные условия в отношении проверок, лицензирования, сертифицирования и прочих подобных процедур (при общей картине закрытости и непрозрачности системы государственной экспертизы для общественности) попытка скрыть за высоким забором все присущие системе недостатки, отдельных непрофессиональных сотрудников и иные проблемы? Автору представляется, что никакая организация, будь она государственной или нет, деятельность которой направлена на содействие правосудию, не может находиться в исключительных условиях.

Особо необходимо отметить, что формулировки законопроекта, приводимые ниже, полностью нивелируют положения, касающиеся негосударственных экспертов:

«Для проведения некоторых видов экспертиз, выходящих за рамки специальностей судебного эксперта, и не проводимых судебно-экспертными учреждениями (подразделениями), по решению лица или органа, которые назначили судебную экспертизу, могут привлекаться в качестве судебных экспертов также другие сведущие лица из соответствующих областей знаний».
«В качестве судебного эксперта может выступать государственный судебный эксперт, негосударственный судебный эксперт, или другое физическое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями».

Кто такие эти «другие сведущие лица», «другие физические лица, обладающие необходимыми специальными знаниями»? В совокупности с формулировкой абз. 1 статьи 14 такие трактовки создают условия для неконтролируемой коррупции в данной сфере и предпосылки к назначению экспертов, квалификация которых будет вызывать большие вопросы. Т.е. та задача, решение которой предлагается в настоящем документе опять путём непродуманных исключений так и останется не решенной.
Постараюсь в двух словах обосновать данную точку зрения. С учётом вышеуказанных норм, когда предлагается ввести практически государственную монополию на экспертную деятельность, хотелось бы, чтобы при этом кроме прав по тотальному контролю государство взяло бы на себя обязанность готовить и содержать в штате экспертов редких экспертных специальностей. Либо, как вариант, не мешало бы иметь их, например, НЭУ. Все понимают, что оплачивать подготовку и труд эксперта редкой специальности, который может быть востребован раз в год накладно и экономически нецелесообразно. Но тогда и объедините эти две проблемы – уберите норму о «физ. лицах» из проекта и оставьте эту нишу за государством (там, где говориться об отдельных видах экспертиз, проводимых исключительно государственными учреждениями). В такой постановке вопроса будет всё логично.
В противном случае получается, что специальных познаний органа или лица, назначающего экспертизу не достаточно, чтобы разрешить требуемый вопрос, а вот судить о компетенциях соответствующего эксперта – достаточно. Это, конечно, абсурд. В лучшем случае, отбор таких экспертов будет происходить по формальным признакам (что недопустимо), в худшем – даст волю коррупции.

Столь же неприемлемо положение о том, что ведомственные эксперты в пику тем же негосударственным могут иметь среднее образование. Что же получается, проверять их будут меньше и реже, контроль будет иметь место только со стороны непосредственного начальника, а права и обязанности те же? Это не верно в корне. Всех экспертов, вне зависимости от их ведомственной принадлежности, необходимо поставить в равное положение. По крайней мере, в этом автору видится суть и дух предстоящей реформы.

Неоднозначно выглядит формулировка:
«В течение трех лет со дня соответствующего юридического факта судебным экспертом не может быть лицо:
- уволенное по отрицательным мотивам с государственной службы, из органов прокуратуры, иных правоохранительных органов, судов, органов судебной экспертизы».
Совершенно правильный посыл, но совершенно размытое толкование. Например, формулировка «неисполнение условий контракта» в связи с его досрочным прекращением достаточное основание, чтобы признать его отрицательный мотив? Перечень таких «отрицательных» мотивов должен быть, безусловно, исчерпывающим. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает порядка получения такой информации работодателем. Иными словами, например, сегодня невозможно без доброй воли работника-бывшего военнослужащего узнать статью, по которой тот был уволен из Вооружённых сил. Этот вопрос требует регулирования.

Вызывают нарекания по тексту документа формулировки вида «…в порядке, определяемом…». Как уже говорилось ранее, все поправки, в том числе и порядок исполнения норм закона, должны вноситься единым пакетом.

Ст. 16 предусматривает внеочередную сертификацию негосударственных судебных экспертов. Откуда столько внимания? Хотелось бы видеть в таком случае и механизмы контроля и дисквалификации государственных экспертов. Как нет заранее установленной силы для доказательств, так и не должно быть заранее установленной профессиональной пригодности для той или иной категории экспертов.
По тем же мотивам положения статей 18, 19 должны распространяться на государственных судебных экспертов. Также целесообразно ведение единого реестра экспертов (как государственных, так и негосударственных). Во-первых, как государственных эксперт может в любой момент стать негосударственным, при этом, будучи квалифицированным экспертом, при отсутствии такой нормы в законе ему предстоит долгий путь сертификации и прочих бюрократических прелестей. Во-вторых, может произойти и обратное. Кроме того, любое лицо, желающее установить уровень профессиональных компетенций эксперта, должно иметь возможность сделать это не прибегая к запросам, а обратившись к названному реестру вне зависимости от ведомственной принадлежности эксперта.

В положениях статьи 29 вновь закладывается та же проблема, что и в действующей редакции. Права сторон определены, а механизм их реализации отсутствует, что закладывает возможность манипулирования и злоупотреблений как со стороны ЭУ, так и сторонами.

Документы, фиксирующие ход и условия судебной экспертизы (ст. 30) зачастую являются существенными с т.з. подтверждения проверяемости и достоверности заключения. Целесообразно приобщать их к заключению.

Ст. 42 предоставляет право ГСЭУ проводить на договорной основе научные исследования и пр., в то же время аналогичного права не предоставляется негосударственным, тем самым ставиться под сомнение легитимность результатов таких исследований. Не думаю, что государство обладает исключительными правами на научную деятельность.

Действие статей 43-45 также должно распространяться на негосударственные СЭУ. Обмен методиками, единая система подготовки и контроля экспертов и требования являются залогом надёжности системы и декларируемой целью настоящего законопроекта, а потому выводить за рамки этой работы НСЭУ – значит заложить очередную мину замедленного действия под всю систему судебной экспертизы.

Недостатки статьи 50 так же очевидны, как всех прочих статей, которые не подкреплены механизмами их реализации.

Вот таков краткий анализ данного законопроекта.

С уважением к Вашему труду, успехов в профессиональной и научной деятельности.
Игорь.


Вернуться наверх
  Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Последняя редакция ФЗ о СЭД (15.08.12г.- Совет Федерации
СообщениеДобавлено: 09 окт 2012, 08:59 

Зарегистрирован: 08 окт 2012, 15:03
Сообщений: 1
… «Негосударственными судебно-экспертными учреждениями являются некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.
В штате судебно-экспертного учреждения (подразделения) должно состоять не менее пяти сотрудников, для которых данное место работы является основным, и уровень квалификации которых подтвержден сертификатом компетентности, выданным в установленном порядке. Данные учреждения для участия в судебно-экспертной деятельности подлежат аккредитации на соответствие национальным стандартам качества в сфере судебной экспертизы, осуществляемой в порядке, установленном уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти.» …. «Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и сертификация их компетентности осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями не реже, чем раз в пять лет».
Мне, как обывателю очень интересно, каким образом выбирая из негосударственных экспертных учреждений, я могу узнать, сколько человек состоит в штате и тем более является ли место их работы основным????? Это надо в отдел кадров ломиться и трудовые книжки требовать???? Изменения, касающиеся сертификатов компетентности экспертов очень даже нужны!!!!!!!!!!!! Я считаю, это сразу отсеет ряд так называемых шарашкиных контор! Да и экспертам имеющим сертификаты всегда полезно расширять свой кругозор и периодически вспоминать теоретический материал))))))))
.... «В качестве судебного эксперта может выступать государственный судебный эксперт, негосударственный судебный эксперт, или другое физическое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями.
Государственным судебным экспертом является работник (сотрудник) государственного судебно-экспертного учреждения (подразделения), сертифицированный для производства судебной экспертизы в порядке исполнения своих должностных обязанностей.
Негосударственный судебный эксперт является работником негосударственного судебно-экспертного учреждения, при условии, что он имеет соответствующее высшее профессиональное образование, прошел соответствующую специальную подготовку и получил сертификат компетентности судебного эксперта по определенной специальности в порядке, предусмотренном настоящим Законом».
Тут тоже возникает вопрос, почему государственный судебный эксперт не обязан иметь высшее образование согласно данной формулировке??? Получается лучше обращаться к негосударственному эксперту???
…. «Не могут привлекаться в качестве судебного эксперта лица, признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, а также лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленных преступлений. Иные обстоятельства, исключающие участие лица в качестве судебного эксперта, предусматриваются процессуальным законодательством.
В течение трех лет со дня соответствующего юридического факта судебным экспертом не может быть лицо:
судимость которого погашена или снята в установленном законом порядке;
освобожденное от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение умышленного преступления;
уволенное по отрицательным мотивам с государственной службы, из органов прокуратуры, иных правоохранительных органов, судов, органов судебной экспертизы;
лишенное сертификата компетентности на проведение судебно-экспертных исследований;
действие сертификата компетентности на проведение судебно-экспертных исследований которого прекращено по основаниям, предусмотренным статьей 18 настоящего Закона».
Это очень даже правильный и весомый момент!!! Попавшись один раз, очень велика вероятность, что человек продолжит свои глупости вновь! Нечего делать таким людям в подобной профессии, как и людям, не умеющим грамотно вести диалог.
И подводя итог своему мнению по этому законопроекту, могу добавить следующее: введение сертификатов это конечно хорошо, только платить за экспертизы будут всё равно обычные граждане и введение этих поправок только увеличит стоимость экспертиз ввиду того, что руководству теперь придётся дополнительно вкладывать капитал в обучение и сертификацию своего штата.


Вернуться наверх
  Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Последняя редакция ФЗ о СЭД (15.08.12г.- Совет Федерации
СообщениеДобавлено: 09 окт 2012, 09:51 

Зарегистрирован: 05 окт 2012, 11:51
Сообщений: 1
Считаю что обязательная сертификация негосударственных экспертов позволит выявить настоящих специалистов в своем деле.


Вернуться наверх
  Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Последняя редакция ФЗ о СЭД (15.08.12г.- Совет Федерации
СообщениеДобавлено: 24 окт 2012, 11:36 
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 мар 2012, 11:31
Сообщений: 14
Откуда: Ростов-на-Дону
Думаю, что надо поднимать роль и значимость негосударственной экспертизы, в связи со значительным, за последнее время, повышением сознательности и ростом ответсвенности простых граждан за свои права. Ко всему, что ни один процессуальный кодекс не делает различия между государственными судебными экспертами, экспертами негосударственных экспертных учреждений и иными экспертами. Хотя некоторые заинтересованные структуры не учитывают норм Закона, особенно если надо кого-то посадить в тюрьму или спасти от нее :x .
Обращение судов к негосударственным экспертам следует признать законным и демократичным.
Предлагаемый вариант Закона Об экспертной деятельности направлен на обеспечение государственных и негосударственных судебно-экспертных учреждений высококвалифици­рованными кадрами в области производства судебных экспертиз с целью защиты прав и свобод граждан и интересов государства :D .


Вернуться наверх
  Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Theme created StylerBB.net
Русская поддержка phpBB