Главная \ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА \ Экспертиза произведения, предмета или вещи

Экспертиза произведения, предмета или вещи


предмет исскусстваИскусствоведческая экспертиза произведения, предмета или вещи проводится с целью установления наличия или отсутствия показаний возможности отнесения произведения, предмета или вещи к наследию того или иного автора, определения степени сохранности произведения, предмета или вещи, наличия или отсутствия реставрационных работ, определения принадлежности к определенному периоду времени, а также искусствоведческая экспертиза произведения, предмета или вещи ответит на вопрос: является ли исследуемое произведение, предмет или вещь культурной, исторической, научной, художественной, археологической, либо иной ценностью.
  Предметом искусствоведческой экспертизы предметов искусства являются фактические данные, имеющие значение для дела и связанные с определением исторической, культурной и художественной ценностью художественного произведения, материальной стоимости, соответствия его содержания и идейного направления установленным нормам общественной морали, которая осуществляется на основе специальных знаний в областях искусствоведения, культурологи, истории, социологии, этики, этнографии и других наук.
   Объектами искусствоведческого исследования предметов искусства являются произведения скульптуры, графики, декоративно-прикладного (профессионального и народного) искусства и т.д. Такие произведения могут быть выполнены из различных материалов. Это могут быть, например, экслибрисы, монументальные памятники культуры, предметы одежды и др.
Искусствоведческая экспертиза произведения, предмета или вещи решает три блока основных задач.
1) Идентификационные, включающие идентификацию произведения и установление его автора. Типичными для данного блока задач являются такие вопросы:
1. Является ли предоставленное на исследование художественное произведение (название) бумага, пастель, авторской работой Иванова А.А.?
2.  Использовались ли элементы предоставленных на исследование художественных произведений для изготовления открыток, изданных предприятием «Квитень»?
3.Кто автор подписного художественного произведения «Солнце», картон, 52 х 70 см?
2)  Диагностические, включающие установление художественной, культурной
или исторической ценности произведения, его возраста и материальной
стоимости. При этом решаются следующие вопросы:
 
1. Имеет ли представленное на экспертизу произведение историко-культурную и художественную ценность?
2. Каков возраст произведений прикладного искусства и их материальная стоимость?
3. Какова материальная стоимость ущерба в результате повреждения художественного произведения?
4. Какова стоимость реставрации изделий?
5. Не принадлежит ли икона «Дева Мария» к изделиям современного искусства, и не подвергалась ли она искусственному старению?
6.  Каковы техника и технология исполнения представленной на исследование произведение?
7. Не использовались ли для изготовления произведения современные средства и способы нанесения изображений, в частности плоттер с сухими пигментами?
3) Классификационные, связанные с отнесением исследуемого произведения или предмета к конкретному классу, виду продукции. Для решения таких типичны следующие вопросы:
1. Относится ли исследуемое произведение к продукции, имеющей порнографический характер?
2. Какова идейная направленность произведения, в частности, не содержат ли предоставленные на исследование произведения пропаганду насилия и жесткости?
На практике для решения задачи одного блока довольно часто необходимо решить отдельные задачи другого блока, даже если они не поставлены перед экспертом. Поэтому искусствоведческое экспертное исследование имеет многоуровневый, достаточно часто комплексный характер с привлечением в экспертную комиссию экспертов других специальностей: почерковедов, химиков, физиков, фототехников и др.