Главная \ РЕЧЕВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА \ Лингвистическая экспертиза

Лингвистическая экспертиза

 3 Судебная лингвистическая экспертиза может проводиться в досудебном порядке, а также в рамках гражданских, уголовных, арбитражных и административных дел в полном соответствии с Федеральным Законом о государственной судебно-экспертной деятельности. Данная экспертиза  регулируется соответствующими процессуальными отраслями (нормами) права (ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ). Таким образом, лингвистическая экспертиза это способ получения доказательств, и назначается в том случае, когда выяснение интересующей нас информации другими способами затруднено или невозможно. Лингвистическая экспертиза относится к классу необязательных экспертных исследований и оценивается органами дознания наряду с иными доказательствами по делу. По результатам проведенного исследования составляется Заключение специалиста.

 

Назначение судебной психолингвистической экспертизы имеет место быть в следующих случаях, а именно

 -При возникновении спорных ситуаций в исследовании текстов, связанных с гражданскими делами о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ).

 По спорным текстам в связи с уголовными делами:

 

 - по обвинению в клевете (ст. 129 УК РФ);

 - по обвинению в оскорблении (ст. 130 УК РФ).

А так же лингвистическая экспертиза необходима при исследовании спорных текстов СМИ, в связи с обвинениями в экстремизме, в разжигании межнациональной, религиозной вражды.

 

 Эксперт-лингвист компетентен в разрешении следующих вопросов:

 

 - о форме высказывания, содержащего оспариваемые истцом сведения (утверждение, предположение, мнение т.п.);

 - характер содержащихся в высказывании оспариваемых истцом сведений (сведения о фактах или событиях или иные суждения);

 - соотносимость содержащихся в высказывании сведений с конкретным гражданином или юридическим лицом.

 

Цели, задачи, предмет и объекты судебной лингвистической экспертизы

 

Целью судебной лингвистической экспертизы является установление обстоятельств, требующих доказательств по определенному делу, на основе специальных филологических знаний.

 Задачи лингвистического исследования:

 - разъяснение значений и происхождения слов, словосочетаний, идиом (устойчивых фразеологических выражений);

 - объяснение основного и дополнительного значений языковой единицы или единицы речи (устной или письменной);

 - толкование положений текста документа для установления вариантов их понимания в современном дискурсе;

 - изучение товарных знаков, словесных обозначений, девизов, слоганов, рекламных текстов, коммерческих, фирменных наименований на предмет их тождественности или сходности до степени смешения с другими обозначениями;

 - изучение текста или его фрагмента с целью выявить его смысловую направленность, модальности пропозиций, экспрессивности и эмотивности речевых единиц, их формально-грамматической характеристики и семантики, специфики использованных стилистических средств и приемов.

 - объяснение употребления языкового знака с точки зрения плана содержания и плана выражения и т.д.

 

Предметом судебной лингвистической экспертизы являются факты и обстоятельства, которые устанавливаются на основе исследования закономерностей существования и функционирования языка.

 

Объектами судебной лингвистической экспертизы является письменная или устная речь, которая может быть зафиксирована на материальном носителе (фонограммы, видео- и аудиозаписи, газетные и журнальные публикации, выступления в СМИ).

 

Методы судебной лингвистической экспертизы

 

Экспертиза звукозаписей:

 -  аудитивный анализ

 - лингвистический анализ

 - инструментальный анализ

 - оценка речевой культуры диктора

 

Лингвистическая экспертиза текста:

 - лексический анализ

 - морфологический анализ

 - семантический анализ

 - синтаксический анализ

 - грамматический анализ

 - стилистический анализ

 - морфологический анализ

 

 Предоставляемые на лингвистическую экспертизу объекты и материалы:

 

 Материалы дела:

 гражданское дело - в подлиннике или ксерокопиях в полном объеме;

 уголовное дело: материалы дела, которые имеют непосредственное отношение к предмету экспертного исследования.

 

 Объекты:

 Если объект исследования представлен в письменном виде (газетные или журнальные публикации), то на экспертизу должно присутствовать само издание или вырезка из него, содержащая, помимо текста статьи, и выходные данные, позволяющие идентифицировать конкретный экземпляр издания (например, газета "Известия" от 25 января 2000 г.). Допустимо представлять ксерокопии исследуемых текстов, достоверность которых подтверждена подписями надлежащих должностных лиц

 Если объектом экспертизы является - книга (например, при подозрении в плагиате или контрафактной продукции), то она представляется в упаковке, опечатанной печатями, тех лиц, которые назначили экспертизу.

Если объект экспертизы - звучащая речь (выступления на митинге, на собрании, интервью и т.д.), на лингвистическую экспертизу представляется фонограмма или видеофонограмма, приобщенная к материалам дела в упакованном и опечатанном виде. Если же представлен не оригинал, а рабочая копия, то  факт изготовления копии и представления ее на экспертизу должен быть отражен в постановлении (определении) о назначении экспертизы. Изготовленная копия фонограммы должна быть процессуально оформлена и приобщена к делу в качестве производного вещественного доказательства. Если на лингвистическую экспертизу представлен устный текст, то наличие фонограммы обязательно. Экспертиза не допускает проведения лингвистического анализа основываясь лишь на расшифровки или распечатки стенограммы.

 

Сравнительные образцы могут потребоваться в решении вопросов,  об установлении авторства спорного текста, а так же  для разрешения диагностических вопросов (установление факта необычных условий создания письменного или устного текста, определение того эмоционального состояния, которому был подвержен автор, в процессе его создания .).Сравнительные образцы могут быть свободными, условно свободными, и экспериментальными. Предъявляемые эксперту образцы, должны быть определенного качества и количества.

 

 Типичные вопросы к экспертам-лингвистам:

 

 По спорным текстам в связи с гражданскими делами о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ)

 - Содержит ли в статья ... выпуска № ... (2007 г.) журнала "..." отрицательные  сведения о ... (ФИО),а так же его деятельности, личных деловых и моральных качествах? Какие конкретно высказывания содержат негативную информацию?

- Если в вышеуказанные фразы имеют негативные сведения о ..., то в какую форму они обличены: утверждения, предположения, вопроса?

 - Если в представленные материалы содержат негативную информацию об указанных лицах, то каким образом воспринимается эта информация как чернящая доброе имя, задевающая честь и достоинство ... (ФИО) либо других руководителей "...", как умаляющая деловую репутацию указанных лиц?

 - Подтверждается ли содержание выделенных фраз в утверждении о нарушении г-ном ... (ФИО) действующего законодательства, моральных норм и принципов, а также утверждения, позорящие его производственно-хозяйственную и общественную деятельность, умаляющие его деловую и общественную репутацию при проведении лингвостилистического анализа?

 -Какие части статьи "..." (название) содержат информацию о деловой репутации юридического лица/ общественной организации/ фирмы/ учреждения "..." (название)?

- какое значении имеет то или иное слово слово "..." в ... контексте абзаца "..."/ предложения: "..." в статье, опубликованной в ...?

 Содержит ли предложение "..." сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство гр-на ..., задевающие, чернящие деловую репутацию истца (физического или юридического лица)?

 - Какие наиболее существенные и значимые жанровые, психолингвистические, стилистические особенности  можно выделить в тексте публикации?

- Если сведения, изложенные в статье, противоречат действительному положению дел , то можно ли их отнести к чернящим деловую репутацию истца (гражданина, предприятия "...")?

 - Какова композиционная структура текста статей (статьи), к каким художественным приемам прибегает автор и как через них характеризует героя публикации?

 - Являются ли сведения, изложенные в абзаце ...: "...", утверждениями о фактах, если да, то каких, или мнением автора статьи (журналиста, редакции)?

 По спорным текстам в связи с уголовными делами, по обвинению в клевете (ст. 129 УК РФ)

-  Содержит ли данный текст утверждения о каких-либо конкретных фактах нарушения гражданином ... действующего законодательства или моральных принципов (о совершении уголовно или административно наказуемого деяния, правонарушения, преступления, неправильном поведении в трудовом коллективе, в быту), иные сведения, квалифицируемые как порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию данного гражданина?

 -Представлены ли сведения в статье, которые могли бы унижать честь и умалять достоинство гражданина, подрывать его действительную репутацию в обществе ?

 -Содержится ли в тексте информация, приписывающая истцу незаконные или аморальные действия, вызывающие явное или неявное осуждение со стороны окружающих?

 Имеются ли в текстах, представленных на экспертизу высказывания о совершении гражданином (ФИО) деяний, предусмотренных УК РФ, преступлений?

 - Содержит ли текст высказывания о фактах, которые целенаправленно чернят имя гражданина (ФИО) ?

 - По обвинению в оскорблении (ст. 130 УК РФ):

 - Какие типы лексических конструкций русского языка можно отнести к оскорбительной лексике?

 - К какому из нескольких типов лексики можно отнести данное словосочетание или фразу?

 - Носят ли высказывания ..., относящиеся к гражданину (ФИО), оскорбительный характер?

 - Если факт присутствия оскорбительной лексики подтвержден, то, в какой форме она выражена и соотносится ли она именно с тем гражданином, о котором идет речь?

  Содержит ли текст выражения в неприличной форме и отрицательную оценку личности гражданина (ФИО)?

- Возможно ли нахождение в тексте  нахождение  фраз, направленных на унижение личного достоинства человека (ФИО), И высказаны  ли они в позорящей его, неприличной форме?

 - Содержит ли текст  субъективные оценки, мнения, негативно характеризующие истца?

-  Адресованы ли эти высказывания лично истцу?

 Какие сведения содержат негативные высказывания - о конкретных фактах или событиях, действиях (типа "N ворует", "N хамит"), либо дают обобщенную субъективную оценку личности истца в целом (типа "N - вор", "N - преступник", "N - хам", "N - проститутка")?

 Использует ли автор в этих высказываниях оскорбительную лексику или фразеологию?

 По спорным текстам СМИ в связи с уголовными делами по обвинению в экстремизме, в разжигании межнациональной, религиозной вражды

 

По признакам состава преступления, обозначенного в федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности"

 

 - Содержит ли в себе сюжет, показанный телекомпанией "...", слова, выражения или высказывания, отражающие негативные оценки в адрес какой-либо одной национальной, конфессиональной или социальной группы по сравнению с другими социальными категориями?

 - Имеются ли высказывания, содержащие резкую негативную оценку или выражающие неприязненное, враждебное отношение по отношению ко всей этнической группе? Если таковые высказывания присутствуют, то в какую форму они обличены: (утверждения, мнения, эмоционально-экспрессивной оценки, субъективного оценочного суждения) ?

 - Определение возможного авторства высказываний(редакционная коллегия, персональные мнения респондентов, личное мнение комментатора, корреспондента или каких-либо официальных лиц), содержащих негативную оценку, высказываемую в адрес какой-либо этнической, социальной группы,?

 - Содержаться ли высказывания, о пропаганде неполноценности граждан какой-либо национальности или социальной группы по сравнению с другой нацией или группой?

 - Содержит ли текст призывные конструкции к осуществлению каких-либо враждебных или насильственных действий по отношению к лицам какой-либо национальности?

 - Имеются ли высказывания уничижительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, этнической или социальной группы?

 - Содержит ли данный текст высказывания побудительного характера или фразы в форме директивного предписания к действиям в пользу одной социальной группы за счет другой?

 - Имеются ли высказывания, которые с точки зрения современного носителя русского языка можно истолковать как приписывание всем представителям одной этнической группы следования древним обычаям, верованиям, традициям действий, негативно оцениваемых современной российской культурой?

 - Есть ли высказывания, которые можно отнести к утверждению о природном превосходстве одной нации и неполноценности  другой?

 - Есть ли высказывания, содержащие утверждения о возложении ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую группу?

 - Имеются,  ли высказывания, которые содержат призывы к враждебным или насильственным действиям по отношению к лицам определенной национальности, одной социальной группы против другой?

 - Есть ли высказывания об изначальной враждебности какой-либо нации?

 - Содержится ли информация о полной противоположности, антагонизме, принципиальной несовместимости интересов одной этнической группы по отношению к какой-либо другой?

- Есть ли высказывания, где бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем и будущем одной социальной, этнической или конфессиональной группы объясняются существованием и целенаправленной деятельностью (действиями) другой нации, народности, социальной или этнической группы?

 - Имеются ли высказывания о враждебных намерениях какой-либо нации в целом?

 Высказываются ли положительные оценки или наоборот присутствует восхваление геноцида, депортации, репрессий в отношении представителей какой-либо нации, конфессии, этнической группы?

-  Имеются ли высказывания, содержащие требования, призывы к ограничению конституционных прав и свобод граждан каких-либо этнических, конфессиональных или социальных групп?

 - Ярко ли выражены высказывания с призывами дать привилегии отдельным гражданам или группам лиц, объединенных по национальному, конфессиональному или иному социальному признаку?

 

По некоторым другим материалам в связи с арбитражными спорами

 

 - Соотносится ли данное название  нормам современного русского литературного языка "…"? Как данное название соотносится с другими? Имеются ли между ними различия и сходства?

- В какие словообразовательные и этимологические отношения с лексикой современного русского языка может входить слово "…"?

 -В какой степени определенное слово "…" может иметь устойчивую ассоциацию в языковом сознании носителей русского языка с персонажем "…"?

-  Может ли слово "…" применятся в русской устной и письменной речи именно к данному персонажу "…"?

 - Имеет ли принципиальное значение для идентификации данного слова"…" изображение его прописными либо строчными буквами?

- Какие слова в русском языке относятся к индивидуальным, уникальным словам? Можно ли причислить исследуемое слово к таковым?

 Является ли словосочетание "…" индивидуальным, уникальным, то есть оригинальным, неповторяющимся?

 Отражает ли словосочетание "…" творческую самобытность какого-либо автора, и можно ли определить в данном сочетании слов какие-либо признаки  авторского стиля?

 Насколько популярно в современном публицистическом жанре и разговорном дискурсе массмедиа данное  слово или словосочетание?

 Каково значение слова "…" в контексте рекламного макета "…"; употреблено ли слово "…" в данном макете для обозначения превосходной степени качества обозначаемого свойства?

 - Какие слова входят в состав словесной части обозначения, входящего в структуру комбинированного товарного знака, состоящего из ….?

 - Имеются ли в составе вербального компонента рассматриваемого комбинированного знака слова, являющиеся общепринятыми наименованиями или терминами конкретной отрасли производства или области науки и техники?

 - Доминирует ли в рассматриваемом комбинированном товарном знаке словесное обозначение?

 - Являются ли слова "…" и "…" синонимами? Если слова не синонимы, то какое значение имеет каждое слов в отдельности? Следовательно, является ли правильным понимание слова "…" как "…", а слова "…" - как "…"?

 

 Производство  рассматриваемого рода экспертизы может проводиться в рамках комплексной или комиссионной: психолого-лингвистических, психолого-политилого-религиоведческо-лингвистических и др. в интересах правосудия.

 

 К компетенции относятся любые вопросы лингвистического содержания, требующие применения специальных лингвистических познаний, относящиеся к делу и имеющие юридическое значение.

 

 Специальные лингвистические знания, применяемые в ходе следствия и судебного разбирательства  значительно расширяют возможности установления многих фактов, необходимых для справедливого и грамотного разрешения дел.

 

Лингвист-эксперт отвечает только на те вопросы, которые поставлены, и в той форме, в которой они поставлены. Лингвист-эксперт действует только в пределах своей компетенции, то есть не переходит на позиции юриста, не имеет права пользоваться юридическими терминами.