Главная \ МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА \ Психологическая экспертиза

Психологическая экспертиза

психологическая Психологическая экспертиза - это комплексное психологическое обследование человека, в котором решающую роль играет заключение психолога-эксперта, отвечающего на определенный ясно сформулированный практический вопрос: например, "пригоден или не пригоден человек к выполнению заданной деятельности по своим психологическим качествам", "может быть причастен или не может быть причастен к совершению какого-либо правонарушения (имеются ли мотивы такого действия)" и т.п
  Психологическая экспертиза в судебной практике - это осуществляемое с соблюдением определенных правовых норм исследование на основе применения специальных психологических знаний, которому закон придает значение источника доказательств.
 Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом - экспертом - на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу.
 

В компетенцию судебной психологической экспертизы (СПЭ) входит установление:

• уровня интеллектуального развития несовершеннолетнего;

• особенностей личности несовершеннолетнего и той ситуации, в которой совершались противоправные действия;

• возможности субъекта давать правильные показания в силу своих индивидуальных особенностей.

• наличия физиологического аффекта (состояния сильного душевного волнения);

• особенностей познавательных процессов;

• признаков умственной отсталости, не связанной с психическим заболеванием;

• психологических последствий наличного или перенесенного соматического заболевания;

• способности несовершеннолетнего при наличии у него психических особенностей осознавать значение своих действий и руководить ими.

• способность обвиняемого, свидетеля и потерпевшего (с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей, состояния умственного развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

• способность потерпевших от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение совершаемых с ними действий;

• способность несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью осознавать значение своих действий и руководить ими;

• возможность возникновения различных психических явлений, препятствующих нормальному осуществлению профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте, в работе оператора автоматизированных систем и т. п.);

• наличие или отсутствие у лица в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству.

Примерный перечень вопросов, выносимых на разрешение судебно-психологической экспертизы.

При установлении способности воспринимать обстоятельства и давать о них правильные показания.

1. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности подэкспертного и конкретные условия, в которых происходило событие (указать какое), мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать - какие именно)?

2. Учитывая психическое состояние подэкспертного в момент конкретного события, мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать - какие именно)?

3. Имеются ли у подэкспертного признаки повышенной внушаемости?

4. Имеются ли у подэкспертного признаки повышенной склонности к фантазированию?

Установление способности изнасилованных правильно понимать совершаемые с ними действия и оказывать сопротивление виновному.

1. Имеются ли у подэкспертной индивидуально-психологические особенности, например, не связанное с психическими заболеваниями отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы, которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?

2. Учитывая индивидуально-психологические особенности подэкспертной и содержание исследуемой ситуации, могла ли подэкспертная понимать характер и значение совершаемых с нею действий?

Установление способности несовершеннолетних обвиняемых сознавать свои действия и руководить ими.

1. Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, и если да, то в чем конкретно они выражаются?

2. Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий?

Установление у обвиняемого в момент происшествия состояния, способного влиять на его сознание и деятельность.

1. Находился ли обследуемый в момент совершения преступления в состоянии физиологического аффекта?

2. Находился ли обследуемый в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его сознание и деятельность?

Установление психических особенностей, исключающих нормальное выполнение профессиональных функций.

1. Находился ли обследуемый в момент инкриминируемых ему деяний в психическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполнения профессиональных функций?

2. Мог ли обследуемый, учитывая его индивидуально-психологические особенности, правильно оценить ситуацию (или ее отдельные компоненты), принять правильное решение и реализовать его?

Установление психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.

1. Находилось ли данное лицо в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству?

2. Если обследуемое лицо находилось в предшествующий смерти период в предрасполагающем к самоубийству состоянии, чем это состояние могло быть вызвано?

Установление у подэкспертного особенностей, которые могли способствовать совершению противоправных действий.

Имеются ли у обвиняемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

Наиболее распространенными в гражданском процессе являются следующие виды судебно-психологических экспертиз, устанавливающих:

1) эмоциональное состояние;

2) способность стороны в процессе, в том числе несовершеннолетней, в полной мере осознавать значение своих действий и (или) в полной мере руководить ими, в том числе при заключении каких-либо сделок;

3) способность сторон, свидетелей, как взрослых, так и несовершеннолетних, правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные объяснения, показания;

4) личностные особенности сторон в деле;

5) особенности функционирования в человеко-машинных системах (при выполнении человеком профессиональных функций в области управления современной техникой)

6) содержание и иерархия основных мотивационных линий личности.

7) детско-родительские отношения и возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей родителей на психическое развитие ребёнка (в делах об установлении места проживания ребёнка, порядка встреч, опекунстве)

8) наличие или отсутствие нравственных страданий (в делах о моральном вреде).