


Виды экспертиз:
|
Главная \ МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА \ Психологическая экспертиза Психологическая экспертиза![]() Психологическая экспертиза в судебной практике - это осуществляемое с соблюдением определенных правовых норм исследование на основе применения специальных психологических знаний, которому закон придает значение источника доказательств.
Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом - экспертом - на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу.
В компетенцию судебной психологической экспертизы (СПЭ) входит установление: • уровня интеллектуального развития несовершеннолетнего; • особенностей личности несовершеннолетнего и той ситуации, в которой совершались противоправные действия; • возможности субъекта давать правильные показания в силу своих индивидуальных особенностей. • наличия физиологического аффекта (состояния сильного душевного волнения); • особенностей познавательных процессов; • признаков умственной отсталости, не связанной с психическим заболеванием; • психологических последствий наличного или перенесенного соматического заболевания; • способности несовершеннолетнего при наличии у него психических особенностей осознавать значение своих действий и руководить ими. • способность обвиняемого, свидетеля и потерпевшего (с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей, состояния умственного развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания; • способность потерпевших от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение совершаемых с ними действий; • способность несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью осознавать значение своих действий и руководить ими; • возможность возникновения различных психических явлений, препятствующих нормальному осуществлению профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте, в работе оператора автоматизированных систем и т. п.); • наличие или отсутствие у лица в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству. Примерный перечень вопросов, выносимых на разрешение судебно-психологической экспертизы. При установлении способности воспринимать обстоятельства и давать о них правильные показания. 1. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности подэкспертного и конкретные условия, в которых происходило событие (указать какое), мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать - какие именно)? 2. Учитывая психическое состояние подэкспертного в момент конкретного события, мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать - какие именно)? 3. Имеются ли у подэкспертного признаки повышенной внушаемости? 4. Имеются ли у подэкспертного признаки повышенной склонности к фантазированию? Установление способности изнасилованных правильно понимать совершаемые с ними действия и оказывать сопротивление виновному. 1. Имеются ли у подэкспертной индивидуально-психологические особенности, например, не связанное с психическими заболеваниями отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы, которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации? 2. Учитывая индивидуально-психологические особенности подэкспертной и содержание исследуемой ситуации, могла ли подэкспертная понимать характер и значение совершаемых с нею действий? Установление способности несовершеннолетних обвиняемых сознавать свои действия и руководить ими. 1. Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, и если да, то в чем конкретно они выражаются? 2. Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий? Установление у обвиняемого в момент происшествия состояния, способного влиять на его сознание и деятельность. 1. Находился ли обследуемый в момент совершения преступления в состоянии физиологического аффекта? 2. Находился ли обследуемый в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его сознание и деятельность? Установление психических особенностей, исключающих нормальное выполнение профессиональных функций. 1. Находился ли обследуемый в момент инкриминируемых ему деяний в психическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполнения профессиональных функций? 2. Мог ли обследуемый, учитывая его индивидуально-психологические особенности, правильно оценить ситуацию (или ее отдельные компоненты), принять правильное решение и реализовать его? Установление психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству. 1. Находилось ли данное лицо в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству? 2. Если обследуемое лицо находилось в предшествующий смерти период в предрасполагающем к самоубийству состоянии, чем это состояние могло быть вызвано? Установление у подэкспертного особенностей, которые могли способствовать совершению противоправных действий. Имеются ли у обвиняемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации? Наиболее распространенными в гражданском процессе являются следующие виды судебно-психологических экспертиз, устанавливающих: 1) эмоциональное состояние; 2) способность стороны в процессе, в том числе несовершеннолетней, в полной мере осознавать значение своих действий и (или) в полной мере руководить ими, в том числе при заключении каких-либо сделок; 3) способность сторон, свидетелей, как взрослых, так и несовершеннолетних, правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные объяснения, показания; 4) личностные особенности сторон в деле; 5) особенности функционирования в человеко-машинных системах (при выполнении человеком профессиональных функций в области управления современной техникой) 6) содержание и иерархия основных мотивационных линий личности. 7) детско-родительские отношения и возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей родителей на психическое развитие ребёнка (в делах об установлении места проживания ребёнка, порядка встреч, опекунстве) 8) наличие или отсутствие нравственных страданий (в делах о моральном вреде). В связи со стремительным развитием влияющих на сознание людей информационных технологий, интернета, появление видеороликов предположительно экстремистской направленности или направленных на побуждение детей к суицидальному поведению, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по соответствующим делам, приказом Минюста России от 19 сентября 2017 года N 169 предусматривается проведение нового вида судебной экспертизы – «Психологическое исследование информационных материалов». Изменения, вносимые в приложения N 1 и N 2 к приказу Минюста России от 27.12.2012 N 237 "Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России":
- вид экспертизы "Исследование психологии и психофизиологии человека" изложить в следующей редакции: "Исследование психологии человека"; дополнить следующим видом экспертизы: "Психологическое исследование информационных материалов".
Приказ направлен на обеспечение потребностей правоприменителей в развитии новых видов судебных экспертиз, введение новых экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Минюста России в рамках психологической экспертизы.
|