8-800-500-42-41 (бесплатный по всей России)
Автономная некоммерческая организация
СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР
8-800-500-4241
бесплатный, круглосуточный

Автотовароведческая экспертиза

автотовароведческая экспертизаСудебная  автотовароведческая экспертиза - самостоятельный вид экспертизы, относится к роду автотехнических и предполагает  исследование транспортных средств, в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости. Исследование может проводиться как в досудебном порядке, по инициативе и нужд заказчиков физических и юридических лиц, нотариатов, таможен, бухгалтерий организаций (списание), органов ГИБДД, так и в судебном порядке по постановлению следователей или определению судов.

Основу данной экспертизы (исследования) составляет расчет (калькуляция) стоимости восстановительного ремонтарасчет величины утраты товарной стоимости (УТС) в результате ремонтных воздействий (или величина материального ущерба) транспортного средства отечественного и иностранного производства после его повреждения в ДТП, либо в результате стихийного бедствия, противоправных действий третьих лиц (порча, поджог и т.д.).

Автотовароведческая экспертиза на сегодня является  самым востребованным видом экспертиз, как в досудебном,  так и в судебном порядке. Главной  причиной столь высокой потребности в ней являются задачи, которые она решает на сегодня:

Во-первых - зачастую собственнику (владельцу) при выплате страхового возмещения по ОСАГО или КАСКО страховой компанией выплачивается существенно меньшая стоимость восстановительного ремонта после ДТП (происшествия),  чем величина реально нанесенного материального ущерба. Нужно учесть, что стоимость восстановительного ремонта и величина материального ущерба - это два абсолютно разных понятия. Кто не раз сталкивался с этими понятиями, особенно при существенных повреждениях в результате большого ДТП, тот понимает, что страховщики могут сделать искусственно Ваш автомобиль «тотальным» (полная гибель, т.е. когда экономически нецелесообразно восстанавливать), чтобы выплатить стоимость ущерба как разницу рыночной стоимости автомобиля и годных остатков. И тогда, при различных вариантах, стоимость может различаться и в сотни тысяч рублей. Много и других примеров, которые указывают на необходимость обращения к профессиональным экспертам-техникам.

Во-вторых - такие же споры и разногласия могут возникнуть,  когда водитель, по вине которого нанесены повреждения Вашему автомобилю, не застрахован по ОСАГО или вам не хватило лимита выплаты страховой компании (сейчас 120 000, планируется 400 000 рублей). В этом случае, чтобы предъявить претензию Вашему обидчику, нужно провести автотовароведческую экспертизу и определить стоимость восстановительного ремонта (материальный ущерб). И наоборот, если Вы являетесь виновником ДТП и считаете, что оценка ущерба, проведенная противоположной стороной завышена,  тогда просто Вам необходима повторная экспертиза.

В-третьих - страховым компаниям, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 24.04.2003 г № 238 «Об организации независимой экспертизы», регламентировано заключение Договоров «Об экспертном обслуживании» с независимыми экспертными организациями. Не так уж давно, в 2004-2007гг. (до кризиса) так и было. Но сейчас Вы редко встретите, чтобы страховая компания выполняла данное Постановление РФ. Как правило, Вас отправят в  свою оценочную фирму или экспертную организацию, где ни о какой независимости речи быть не может. Получается так, организация независимой автотовароведческой экспертизы прописана, но она большинством страховщиков не выполняется.

В-четвертых - когда между страховыми компаниями возникают споры. Это происходит в том случае, если страховое возмещение по КАСКО страховщик выплачивает своему страхователю в полном объеме (может завышено) и в порядке регресса требует вернуть эту сумму (либо максимальную по лимиту) со страховой компании виновника ДТП, с чем та не согласна. Этот вопрос, как правило, разрешается через проведение судебной автотовароведческой экспертизы по определению Арбитражного суда.

В пятых - когда собственник (владелец) не согласен с требованиями выплатить (или считает ее завышенной) в порядке суброгации стоимость ущерба, которую  страховщик заплатил своему страхователю по Договору КАСКО в полном объеме, но не хватило лимита  страховой компании виновника по ОСАГО. Истцом и ходатайствовать о назначении судебной автотовароведческой экспертизы, может как  водитель, так и сама страховая компания.

В шестых - если Ваш автомобиль получил повреждения в результате стихийного бедствия, пожара, противоправных действий третьих лиц, падения строительных конструкций или материалов, дерева, снега или сосулек (виновником может выступать РЭУ ДЭЗа, УК, ТСЖ, которые обязаны следить за тем, что бы вовремя освобождать крышу от снега, сосулек и наледи, согласно требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (Утверждено Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170).

В седьмых - в рамках автотовароведческого исследования может быть произведена оценка материального ущерба, нанесенного автомототранспорту в результате некачественного ремонта силами и средствами дворовых СТО и дилерами, а также проверка, если Вы предполагаете, что ремонтная организация завышает объем и стоимость работ вашего автомобиля.

Восьмое - автотовароведческое исследование решает и одну из важных задач списания автомобилей и других транспортных средств с баланса, книг учета государственных  и частных организациях, как выработавшее свой технический ресурс и нормативный срок эксплуатации.

Основные вопросы, которые могут задаваться специалистам в этой области познаний:

1. Какова стоимость восстановительного ремонта автомобиля ВАЗ-2107, г/н Х 222 ХХ 61 rus. на дату ДТП ?

2. Определить величину утраты товарной стоимости автомобиля Порш Каен, г/н   А 001 АА 177 rus, в результате ремонтных воздействий ?

3. Какова стоимость восстановительного ремонта автомобиля Приора, г/н М 034 АА 34 rus  на дату ДТП ? Определить рыночную стоимость на момент ДТП и стоимость годных остатков после ДТП данного автомобиля, в случае экономической нецелесообразности его ремонта.

Эти вопросы могут быть разрешены и находятся в компетенции эксперта-техника  по специальности  13.4 «Исследование транспортных средств, в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости» (Утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.09.2004, №154). 

А также данные исследования могут находиться в рамках комплексной экспертизы со специальностями:

  • исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;

  • исследование технического состояния транспортных средств;

  • исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трассологическая диагностика);

  • исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия.

Фото: автор АНО "СЭЦ"