8-800-500-42-41 (бесплатный по всей России)
Автономная некоммерческая организация
СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР
8-800-500-4241
бесплатный, круглосуточный

Экспертиза обстоятельств ДТП

экспертиза обстоятельства дтпСудебная экспертиза      обстоятельств ДТП - это исследование в дорожно-транспортной ситуации (ДТС) причинной связи, между выявленной экспертом неисправностью детали, узла, механизма, системы транспортного средства,  неблагоприятными дорожными и метеоусловиями, отступлениями водителя  от выполнения  требований ПДД, установлением нарушений в  обустройстве дорог, (дорожных знаков, светофоров и разметок)  и самим дорожно-транспортным происшествием.

Параметры дорожно-транспортной ситуации формируются как результат действия всех элементов системы «водитель - автомобиль - дорога - среда» (далее - «ВАДС»).

Предметом судебной автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП - являются фактические данные об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия (ДТП): техническом состоянии транспортного средства, загруженности, скорости его движения, состоянии покрытии проезжей части на участке ДТП, его состоянии, погодных условиях в момент  ДТП и др.

В задачи автоэксперта, который исследует обстоятельства ДТП, входит установление экспертным путем наличия в действиях водителя, пешехода, пассажира или дорожной службы обстоятельств, которые прямо или косвенно явились причинами  случившегося ДТП.

Это наиболее сложный и трудоемкий вид экспертизы, который требует от автоэксперта познаний как в области устройства и технического состояния автомобиля, так и знаний правил дорожного  движения,  обустройства дороги, а также иных параметров, повлиявших на возникновение факта ДТП.

В рамках комплексного подхода  в  решения задач данного вида экспертизы, эксперты могут ответить на следующие вопросы:

При  исследовании  механизма дорожно-транспортного происшествия:

- каковы направления и характер движения транспортных средств и других, причастных к дорожно-транспортному происшествию, произошедшему 01 марта 2012 г. по адресу..., объектов до начала столкновения?

- каков механизм развития дорожно-транспортного проис­шествия, произошедшего 01 марта 2012 г. по адресу..., от его начальной до конечной фазы?

- какова была скорость движения транспортного средства до столкновения (наезда) с учетом длины тормозного (остановочного) пути?

- имел ли водитель техническую возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие?

- как должен был действовать водитель (водители) транспортного средства (транспортных средств) в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения РФ?

- были ли участниками дорожно-транспортного проис­шествия, произошедшего 01 марта 2012 г. по адресу..., на­рушены пункты Правил дорожного движения, если да, то кем именно и какие пункты нарушены?

- имеется ли причинная связь между выявленными нарушениями Правил дорожного движения и фактом совершения дорожно-транспортного происшествия?

- где находилось место наезда на пешехода (столкновения транспортных средств)?

- каково взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (иное) в момент столкновения?

При исследовании технического состояния транспортного средства:

- соответствует ли техническое состояние представленного на исследование автотранспортного средства, его узлов, деталей и механизмов техническим нормам и иным требованиям эксплу­атации транспорта и безопасности дорожного движения?

- является ли представленное на исследование автотран­спортное средство, его узлы, детали и механизмы исправными, если нет, то какие именно узлы, детали и механизмы неисправ­ны, в чем заключается неисправность каждого элемента?

- повлияла ли выявленная техническая неисправность представленного на исследование автотранспортного средства, его узлов, деталей и механизмов на возникновение и раз­витие дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 01 марта 2012 г. по адресу..., если да, то каким образом?

- находится ли событие дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 01 марта 2012 г. по адресу..., в причинно-следственной связи с выявленной технической неисправностью?

- имелась ли у лица, управлявшего представленным на исследование автотранспортным средством, техническая возможность предотвращения дорожно-транспортного происше­ствия при установленном техническом состоянии на момент
совершения ДТП?

- имелась ли у лица, управлявшего представленным на исследование автотранспортным средством, а также у лиц, от­ветственных за выпуск указанного транспортного средства в рейс (на маршрут), возможность установления (выявления) неисправности, повлекшей дорожно-транспортное происше­ствие, произошедшее 01 марта 2012 г. по адресу..?

- какой ремонт должен быть произведен для восстановления представленного па исследование транспортного сред­ства?

- каково качество произведенного ремонта представленного на исследование транспортного средства?

При исследовании  технического состояния дороги:

- каково состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги на момент дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 01 марта 2012 г. по адресу..?

- каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом времени суток и наличия освещения на момент дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 01 марта 2012 г. по адресу..?

- была ли у лица, управлявшего транспортным сред­ством, техническая возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие, произошедшее 01 марта 2012 г. по адресу... с учетом состояния дорожного покрытия, видимо­сти и обзорности?

    Отдельные из перечисленных вопросов экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами судебной автотехнической экспертизы, либо приведенными выше судебными экспертизами,  не относящимися к классу транспортных. 

   Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления автомобилем можно решить лишь после определения технического состояния  самого транспортного средства.   Если подобные данные отсутствуют в определении (постановлении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство исследования технического состояния транспортного средства, а в отдельных случаях даже потребуется проведение металловедческой экспертизы. 

  Для квалификации действий водителей экспертам зачастую требуется вначале провести судебную экспертизу следов на транспортном средстве  и месте ДТП по определению механизма ДТП в различных его стадиях и т.д., а это уже транспортная трасология.

 Большое значение для решения задач данного вида экспертизы имеет очень редкая инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП, позволяющая учитывать индивидуальные физические особенности каждого из водителей.

  Проведение судебной автотехнической экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение дорожно-транспортной ситуации.

В настоящее время очень большой практический интерес представляют исследования экспертов и специалистов по анализу ДТП с использованием современных  технологий и методов.

К ним относятся: компьютерное моделирование дорожно-транспортной ситуации; инженерные математические расчеты; информационные технологии; анализ действия участников дорожного движения и вещной обстановки; сопоставление этих действии с требованиями, изложенными в нормативной базе Российской Федерации.

 

Фото: автор АНО "СЭЦ"