Психологическая экспертиза - это комплексное психологическое обследование человека, в котором решающую роль играет заключение психолога-эксперта, отвечающего на определенный ясно сформулированный практический вопрос: например, "пригоден или не пригоден человек к выполнению заданной деятельности по своим психологическим качествам", "может быть причастен или не может быть причастен к совершению какого-либо правонарушения (имеются ли мотивы такого действия)" и т.п
Психологическая экспертиза в судебной практике - это осуществляемое с соблюдением определенных правовых норм исследование на основе применения специальных психологических знаний, которому закон придает значение источника доказательств.
Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное сведущим лицом - экспертом - на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу.
В компетенцию судебной психологической экспертизы (СПЭ) входит установление:
• уровня интеллектуального развития несовершеннолетнего;
• особенностей личности несовершеннолетнего и той ситуации, в которой совершались противоправные действия;
• возможности субъекта давать правильные показания в силу своих индивидуальных особенностей.
• наличия физиологического аффекта (состояния сильного душевного волнения);
• особенностей познавательных процессов;
• признаков умственной отсталости, не связанной с психическим заболеванием;
• психологических последствий наличного или перенесенного соматического заболевания;
• способности несовершеннолетнего при наличии у него психических особенностей осознавать значение своих действий и руководить ими.
• способность обвиняемого, свидетеля и потерпевшего (с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей, состояния умственного развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;
• способность потерпевших от половых преступлений правильно воспринимать характер и значение совершаемых с ними действий;
• способность несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью осознавать значение своих действий и руководить ими;
• возможность возникновения различных психических явлений, препятствующих нормальному осуществлению профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте, в работе оператора автоматизированных систем и т. п.);
• наличие или отсутствие у лица в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству.
Примерный перечень вопросов, выносимых на разрешение судебно-психологической экспертизы.
При установлении способности воспринимать обстоятельства и давать о них правильные показания.
1. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности подэкспертного и конкретные условия, в которых происходило событие (указать какое), мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать - какие именно)?
2. Учитывая психическое состояние подэкспертного в момент конкретного события, мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать - какие именно)?
3. Имеются ли у подэкспертного признаки повышенной внушаемости?
4. Имеются ли у подэкспертного признаки повышенной склонности к фантазированию?
Установление способности изнасилованных правильно понимать совершаемые с ними действия и оказывать сопротивление виновному.
1. Имеются ли у подэкспертной индивидуально-психологические особенности, например, не связанное с психическими заболеваниями отставание в психическом развитии, характерологические черты, свойства эмоционально-волевой сферы, которые могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?
2. Учитывая индивидуально-психологические особенности подэкспертной и содержание исследуемой ситуации, могла ли подэкспертная понимать характер и значение совершаемых с нею действий?
Установление способности несовершеннолетних обвиняемых сознавать свои действия и руководить ими.
1. Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, и если да, то в чем конкретно они выражаются?
2. Учитывая состояние психического развития несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий?
Установление у обвиняемого в момент происшествия состояния, способного влиять на его сознание и деятельность.
1. Находился ли обследуемый в момент совершения преступления в состоянии физиологического аффекта?
2. Находился ли обследуемый в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, растерянность), которое могло существенно повлиять на его сознание и деятельность?
Установление психических особенностей, исключающих нормальное выполнение профессиональных функций.
1. Находился ли обследуемый в момент инкриминируемых ему деяний в психическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполнения профессиональных функций?
2. Мог ли обследуемый, учитывая его индивидуально-психологические особенности, правильно оценить ситуацию (или ее отдельные компоненты), принять правильное решение и реализовать его?
Установление психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.
1. Находилось ли данное лицо в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству?
2. Если обследуемое лицо находилось в предшествующий смерти период в предрасполагающем к самоубийству состоянии, чем это состояние могло быть вызвано?
Установление у подэкспертного особенностей, которые могли способствовать совершению противоправных действий.
Имеются ли у обвиняемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
Наиболее распространенными в гражданском процессе являются следующие виды судебно-психологических экспертиз, устанавливающих:
1) эмоциональное состояние;
2) способность стороны в процессе, в том числе несовершеннолетней, в полной мере осознавать значение своих действий и (или) в полной мере руководить ими, в том числе при заключении каких-либо сделок;
3) способность сторон, свидетелей, как взрослых, так и несовершеннолетних, правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные объяснения, показания;
4) личностные особенности сторон в деле;
5) особенности функционирования в человеко-машинных системах (при выполнении человеком профессиональных функций в области управления современной техникой)
6) содержание и иерархия основных мотивационных линий личности.
7) детско-родительские отношения и возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей родителей на психическое развитие ребёнка (в делах об установлении места проживания ребёнка, порядка встреч, опекунстве)
8) наличие или отсутствие нравственных страданий (в делах о моральном вреде).
В связи со стремительным развитием влияющих на сознание людей информационных технологий, интернета, появление видеороликов предположительно экстремистской направленности или направленных на побуждение детей к суицидальному поведению, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по соответствующим делам, приказом Минюста России от 19 сентября 2017 года N 169 предусматривается проведение нового вида судебной экспертизы – «Психологическое исследование информационных материалов».
Изменения, вносимые в приложения N 1 и N 2 к приказу Минюста России от 27.12.2012 N 237 "Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России":
-
В разделе "Психологическая экспертиза" приложения N 1 "Перечень родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России" к приказу Минюста России от 27.12.2012 N 237:
- вид экспертизы "Исследование психологии и психофизиологии человека" изложить в следующей редакции: "Исследование психологии человека"; дополнить следующим видом экспертизы: "Психологическое исследование информационных материалов".
2. В приложении N 2 "Перечень экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России" к приказу Минюста России от 27.12.2012 N 237:
- пункт 20.1 изложить в следующей редакции: "20.1 Исследование психологии человека"; дополнить пунктом 20.2 следующего содержания: "20.2 Психологическое исследование информационных материалов".
Приказ направлен на обеспечение потребностей правоприменителей в развитии новых видов судебных экспертиз, введение новых экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях Минюста России в рамках психологической экспертизы.
Фото: ya.ru