8-800-500-42-41 (бесплатный по всей России)
Автономная некоммерческая организация
СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР
8-800-500-4241
бесплатный, круглосуточный

Автотехническая экспертиза

автотехническая экспертизаСудебная автотехническая экспертиза (САТЭ) применяется при расследовании и судебном разбирательстве уголовных, гражданских дел по факту ДТП, где требуется использование специальных технических познаний, охватывающих всю совокупность взаимодействующих элементов «водитель - автомобиль - дорога - среда» (ВАДС), из которой складывается процесс дорожного движения в целом. В большинстве случаев состав преступления или нарушения, возможно установить только после производства судебной автотехнической экспертизы (САТЭ).

    Эффективность расследования и рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также административного материала этой категории находится в прямой зависимости от своевременного проведения автотехнической экспертизы, правильности вопросов, поставленных перед экспертом, их соответствия ДТП, полноты и достоверности исследования, а также относимости, достоверности и полноты исходных данных и материалов, представляемых на исследование.

    Основой САТЭ является судебная автотехника - своеобразная, интеграционная отрасль судебного транспортоведения, включающая в себя инженерно-транспортные и криминалистические знания о закономерностях ДТП, методологии их исследования и методах решения задач автотехнической экспертизы. САТЭ - род судебной инженерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП и его обстоятельств, технического состояния ТС и дороги. Исследованию подвергаются материалы дела, включая и отдельные версии участников ДТП, а также результаты осмотра места происшествия и ТС, следы на них, сами ТС, их детали, узлы, агрегаты, системы, действия участников ДТП, а также иные исходные данные.

     Предметом САТЭ являются фактические данные о техническом состоянии ТС, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов уголовного (гражданского) дела или административного материала.
   ДТП - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Это сложное явление, и ему всегда сопутствует значительное число разнообразных факторов, лишь небольшая часть которых относится к действительно способствовавшим возникновению и протеканию происшествия.

Установить эта факторы, причины их появления, степень воздействия на протекание происшествия и, наконец, - все это соотнести к действиям лиц, вовлеченных в происшествие, - задача весьма сложная, гак как причины ДТП обусловливаются различны¬ми видами автотехники, метеорологическими и дорожными условиями, психологией и физиологией водителя и т.д.

В процессе следствия должен быть решен один из важнейших вопросов - соответствовали ли действия водителя данной дорожно-транспортной обстановке, то есть необходимо выявить, какими требованиями Правил дорожного движения водитель должен был руководствоваться и выполнил ли он их. Установление названных обстоятельств путем допросов участников ДТП и очевидцев происшествия и следственными экспериментами не всегда возможно получить.

При расследовании большинства дел о дорожно-транспортных преступлениях назначается автотехническая (техническая, трасологическая, автодорожная и т.д.) экспертиза. Она, в соответствии с Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» №73-Ф3 от 31.05.2001 г., производится обычно в судебных экспертных учреждениях государственными экспертами Министерства юстиции РФ и экспертно-криминалистических подразделений органов МВД. В соответствии со ст. 41 Федерального закона №73-Ф3 распространяется действие на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами, обладающими специальными знаниями в области науки и техники. В рамках уголовных дел судебная автотехническая экспертиза проводится в соответствии с требованиями нового Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 г. от 21 декабря 2010 г. «О судебной экспертизе по уголовным делам», п.2 «Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации (АНО)), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами».

Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам, задачам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных познаний в САТЭ можно выделить следующие виды:

• исследование обстоятельств ДТП; 
• исследование технического состояния ТС;
• исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП;
• исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости.

Каждый из указанных видов САТЭ имеет определенный круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно либо в комплексе с другими видами САТЭ либо с экспертизами, не относящимися к классу транспортных, - трасологической, медицинской, криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, металловедческой, технического исследования документов и др.
В компетенцию экспертов по анализу ДТП входит разрешение группы вопросов, связанных с установлением отдельных технических параметров дорожной обстановки и ее составляющих, необходимых для выполнения дальнейших исследований. К ним. к частности, относятся:

• определение фактических значений расчетных параметров, входящих в зависимости, с помощью которых выполняется инженерный анализ (коэффициентов сцепления, сопротивления качению и др.),
• установление траектории и времени движения транспортных средств в процессе происшествия, если это связано с действием сил или их моментов, возникающих при взаимодействии транспортного средства с дорогой или с другими транспортными средствами.
• выявление с места водителя условий обзорности и дальности видимости к моменту и во время происшествия.
• выявление обстоятельств дорожной обстановки и ее отдельных составляющих. которые либо способствовали, либо могли способствовать возникновение или изменению характера происшествия.


Основные (главные) вопросы, решаемые судебной автотехнической экспертизой:

1. Какими требованиями ПДД должны были руководствоваться участники ДТП в данной дорожно-транспортной ситуации?
2. Соответствовали ли действия участников дорожного движения, с технической точки зрения, требованиям этих правил, и имел ли водитель техническую, возможность выполнить эти требования?
3. Какова скорость движения транспортного средства перед началом торможения, исходя из длины и характера следов торможения?
4. Какова должна быть безопасная скорость движения транспортного средства по условиям видимости дороги?
5. Какой остановочный путь имеет транспортное средство (марка, тип) в условиях места ДТП?
6. Какое время необходимо для остановки транспортного средства в данных дорожных условиях?
7. Какова продолжительность времени нахождения пешехода в опасной зоне при соответствующем темпе его движения?
8. На каком расстоянии от места наезда на пешехода находилось транспортное средство в момент возникновения опасности для движения?
9. На каком расстоянии от пешехода находилось транспортное средство, когда водитель фактически приступил к процессу торможения (считая от начала времени реакции водителя)?
10. На каком расстоянии от места наезда находилось транспортное средство в момент появления пешехода в зоне видимости водителя из-за неподвижного препятствия (из-за встречного транспортного средства и т.д.)?
11. Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП, если бы приступил к процессу торможения (считая от начала времени реакции водителя) в момент возникновения опасной обстановки?
12. Имел ли водитель техническую возможность предотвратить наезд на пешехода с момента начала его движения при допустимой (для данных дорожных условий) скорости движения транспортных средств?
13. Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд па пешехода, движущегося в попутном (во встречном) направлении?
14. Успевал ли пешеход выйти из полосы движения транспортного средства в случае своевременного его торможения?
15. Какое расстояние необходимо для заданного поперечного смещения транспортного средства без потери его устойчивости?
16. Возможно ли поперечное смещение транспортного средства без потери его устойчивости на заданном расстоянии?
17. Располагал ли водитель технической возможностью осуществить безопасный объезд неподвижного препятствия?
18. Располагал ли водитель технической возможностью осуществить безопасный объезд пешехода?
19. Определить скорость движения транспортного средства по величине остаточной деформации- полученной при ударе о неподвижное препятствие?
20. С какой безопасной скоростью возможно движение на кривой данного участка дороги без потери устойчивости транспортного средства?
21. Какова должна быть величина безопасного интервала между транспортными средствами при их движении в попутном (встречном) направлении?
22. Какова должна быть безопасная дистанция между транспортными средствами, исключают столкновение, в случае экстренного торможения впереди движущегося транспортного средства?
23. На каком расстоянии от места столкновении находилось транспортное средство, имеющее преимущественное право на движение, в момент возникновения опасности для движения?
24. На каком расстоянии от края пересекаемой проезжей части дороги находилось транспортное средство в момент смены сигнала светофора на запрещающий сигнал?
25. Какой сигнал светофора был включен для транспортного средства в момент, когда автомобиль находился от линии установки входного светофора на расстоянии, указанном и исходных данных?
26. Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд на стоящее транспортное средство путем его безопасного объезда (отворота) с момента появления последнего в зоне видимости?
27. Располагал ли водитель технической возможностью произвести остановку управляемого им транспортного средства, не выезжая на приезжую часть пересекаемой дороги, с момента загорания запрещающего сигнала светофора?
28. Действия какого водителя не соответствовали требованиям Правил дорожного движения, с технической точки зрения, и могли послужить причиной данного ДТП?
29. Установить экспертным путем, имело бы место столкновение транспортных средств, в случае- если бы один из них не менял направление движения (с момента возникновения опасности), а продолжал двигаться прямолинейно?
30. Установить экспертным путем, на каком расстоянии от начала следов торможения водитель принял решение о применении экстренного торможения?
31. Каков путь обгона транспортного средства при заданных скоростях движения?
32. Каков путь объезда стоящего транспортного средства при заданной скорости
движения?
33. Имел ли водитель техническую возможность остановить транспортное средство с момента вмешательства пассажира в управление автомобиля?
34. Состоятельна ли с технической точки зрения, версия водителя (пешехода, свидетеля) данной дорожно-транспортной ситуации?
35. Что, с технической точки зрения, явилось причиной данного ДТП?


Ответы на эти вопросы помогают следователям (судьям), с учетом личности водителя и его профессиональных качеств, дать техническую оценку всем аспектам рассматриваемого дела.

Существуют следующие виды автотехнических экспертиз:

Фото: автор АНО "СЭЦ"